***
Перевод фрагментов статьи:
Stephen Patience. Thoroughly modern murder: how Poirot came to personify art deco // APOLLO, 5 april 2021
...Книжные подвиги Пуаро охватывают заметную часть ХХ века, начиная с Первой мировой войны, когда он беженец из "отважной маленькой Бельгии" (в «Таинственном происшествие в Стайлзе») до столкновения с поп-культурой Кингс-роуд (в «Третьей девушке»). Хотя в этих приключениях обычно используются мотивы из соответствующей повседневности, в общественном сознании ныне Пуаро неизгладимо ассоциируется с блестящим межвоенным миром. Другие герои книг в мягкой обложке, от Секстона Блейка до Джеймса Бонда, постоянно изменяются, с годами скользя во времени: так как же Пуаро смог застыть в янтаре своего мира ар-деко?
Вестибюль дворца Эльтам в Гринвиче
Очевидный ответ заключается в том, что многие из самых знаменитых его дел были написаны в 1920-х и 1930-х годах и происходили в соответствующей современной обстановке, например, как Восточный экспресс, богато оформленный в стиле деко. (Действие фильма о нем 2017 года с Кеннетом Бранна в главной роли с великолепным кустом на лице в стиле Ницше /great Nietzschean shrub of facial topiary/ происходит в переосмысленной фантастической версии поезда, которая приобрела строгую стилистику Баухауза.)
Но основная заслуга симбиотических отношений между Пуаро и ар-деко должна достаться создателям многолетней серии фильмов канала ITV с Дэвидом Суше в главной роли, показанных в эфире между 1989 и 2013 годами, которые заслужили славу совершенной из экранизацией. (Чтобы отметить столетнюю годовщину первого появления Пуаро в Великобритании, ITV выпустила часовой документальный фильм, озвученный Ричардом Э. Грантом, посвященный Кристи и ее бельгийскому сыщику.)
Сразу после вступительных титров сериала зрители погружаются в мир высокого "деко": лицо Суше разбивается с помощью визуальных эффектов 1980-х годов на треугольные осколки, напоминающие фрагментарный кубизм Хуана Гриса; паровоз прямо из плаката «Кассандра» проносится мимо стилизованного силуэта электростанции Баттерси Джайлза Гилберта Скотта, предположительно следуя по очень гламурному железнодорожному маршруту Виктория-Клэпхэм.
С самого начала съемочная группа приняла осознанное решение, что дизайн будет основан на стиле середины 1930-х годов, поэтому, хотя Суше и другие актеры сериала за четверть века постарели, сам Пуаро и его мир застыли на месте, будто улика, зафиксированная на стекле.
Флорин Корт в Клеркенвелле, который изображает особняк Уайтхэвен -- дом Пуаро, в постановках ITV.
Места, используемые для съемок, представляли собой вереницу некоторых из лучших британских построек Интербеллума (периода между 1МВ и 2МВ). Роскошный дворец Эльтам с круглым вестибюлем, строгий Сенатский дом в Лондонском университете, "ацтекская" фабрика Гувера на лондонском Вестерн-авеню, даже спиралевидный бассейн с пингвинами Любеткина в Лондонском зоопарке - все они сыграли свои роли.
Действие "Убийств по алфавиту" частично происходят в Бексхилле, поэтому, естественно, в нем присутствует новаторский "Павильон Де Ла Варр" Эриха Мендельсона (который также появляется в свободной адаптации Сары Фелпс, сделанной BBC в 2018 году с Джоном Малковичем в роли Пуаро).
В некоторых случаях ветхие здания нуждались в ремонте, который осуществлялся съемочной группой, которая даже дошла даже до того, что воссоздала утерянные фрески Эрика Равилиуса в заброшенном отеле Midland в Моркамбе.
Павильон Де Ла Варр, Бексхилл-он-Си.
На кадрах, изображающих обиталище Пуаро в «Особняках Уайтхейвен» изображен волнистый фасад из кирпича и стекла -- Флорин Корт в Клеркенуэлле. Здание выполнено в обтекаемом стиле streamline moderne, которому вторит полированный орех и стальные трубы в декорациях. «Интерьеры мы сделали в стиле модернизма 1930-х годов, а не в ар-деко, -- рассказал продюсер ITV Брайан Истман, -- потому что Агата Кристи объясняла в описании характера Пуаро, что ар-деко для него слишком вызывающе».
Действительно, стиль модернизма с его абсолютной симметрией идеально подходит к точности и любви Пуаро к порядку, но при этом он достаточно роскошен, чтобы соответствовать более эпикурейской стороне его личности. Воздушный стиль межвоенного модернизма с широкими окнами отражал стремление к более гигиеничному образу жизни, что полностью соответствовало персонажу, которого Суше сыграл как человека с определенным обсессивно-компульсивным расстройством.
Здание Исокон в Хэмпстеде, где Агата Кристи жила в период с 1941 по 1947 год
...Любопытно, что искусство и дизайн стали столь неотъемлемой частью вселенной Пуаро, при том, что подробные их описания в текстах Кристи встречаются редко. Как писатель превыше всего сосредотачивалась лишь на сюжетах... Так что столь богатая ассоциациями обстановка в сериале основывается лишь на нескольких крошечных подсказках.
https://www.apollo-magazine.com/david-suchet-poirot-art-deco/
____________________
От себя отмечу, что "ар-деко Вселенная" Пуаро -- это не только фасады зданий и интерьеры с мебелью, а также костюмы. Но и весь прочий реквизит, от автомобилей до серебряного подстаканника Пуаро. И, разумеется, картины на стенах. Которые, думаю, мне стоит осветить вам отдельно.
UPD:
Фотогалерея и описания снимавшихся домов
http://chimni.com/wiki/Homes_Used_In_Poirot_Episodes
разбор костюмов и внешности Пуаро в фильмах с Суше (включая бутоньерки):
https://la-gatta-ciara.livejournal.com/72147.html
как изменилась квартира Пуаро за 25 лет съемок
http://investigatingpoirot.blogspot.com/2012/05/apartment-on-screen-1989-2001-v-2005.html
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →