Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Голая девушка как грелка

В эфире снова рубрика "Омерзительное искусствоведение",
сегодня мы услышим печальную повесть о старческой немощи, отсутствии электрического одеяла, крайне благоразумной жене, а также огромных проблемах с нормальными рабочими местами для красивых девушек в древности на Ближнем Востоке.

"Давид и Ависага". Картина Педро Америко (1879)




История эта дошла до нас из Ветхого Завета, который остается неисчерпаемым источником самых удивительных сюжетов, читайте его почаще.

Жил-да-был великий царь Давид, прославленный своей мудростью, храбростью, удачливостью, красивым голосом, а также тем, что очень любил красивых женщин, а они его.
Но законы природы и хронометража неотвратимы, и под конец жизни Давид стал старым и больным. (И нелюбимым красавицами).

Старый Давид в своей постели. Аэрт де Гелдер. "Мольба Вирсавии Давиду". 17 век


Старик лежал в постели и все время дрожал, теплые одеяла и одежда не могли согреть его. С этим было необходимо что-то делать.
Резиновых грелок не использовали по объективным причинам, за неимением каучука, электрических одеял дешевых из Китая тоже еще не ввозили. Но почему бы не использовать более старомодные бутылки с горячей водой, обернутые тряпками?

Решили согревать старика Давида другим методом -- живой девицей.
Соглашусь, что тут площадь покрытия действительно больше.

Поскольку живую грелку требовалось найти для целого царя, соображения престижа играли огромную роль. Она должна была быть совершенной красавицей. Хотя с практической точки зрения это, конечно, никакого смысла не имело.
Обыскали все края царства и нашли подходящую юную красавицу в городе Сунама.
Звали ее Ависага.

Мастер Шретленовского обрезания. "Старый Давид и Ависага Сунамитянка". 1500-1520-е. Ч.с.


С той поры Ависага стала спать с Давидом вместе, очевидно, до самой его смерти.
Но, как специально отмечает 3-я книга Царств, он "не познал ее".

Приличные художники рисовали Ависагу просто с лекарствами. Худ. П.Ф. де Греббер. 17 век


Любопытно, что хотя по Библии этим хедхантерством занимались "слуги" царя, а по Иосифу Флавию - рекомендацию дали его врачи, в живописи гораздо популярней совсем другой сюжет, очень порадовший бы Вячеслава Рыбакова.

На картинах постоянно к старому Давиду приходит его немолодая, главная жена Вирсавия (мать Соломона) и приводит за руку юную Ависагу, прямо-таки навязывая её мужу.

Гравюра 18 века


А муж на картинах такой: "нет, нет, не надо, что ты, дорогая, это же тебя обидит... ну ладно, раз уж ты настаиваешь...".

Прямо воплощение дурацких мужских мечт, а не сюжет живописи, тьфу.

Нюанс: если изображена просящая Вирсавия и пожилой Давид, но юную Ависагу художник не выделяет как-то особенно, то есть вероятность, что это не "Вирсавия просит Давида взять Ависагу в свою постель", а другой, произошедший в те же минуты: "Вирсавия просит Давида назначить наследником их общего сына Соломона". Это был важный вопрос, потому что сын Давида от другой женщины, Адония (старший из имеющегося батальона сыновей), воспользовавшись слабостью отца, уже объявил себя царем. Но поскольку Давид послушался просьбы Вирсавии и Соломона при отце помазали на царство, двор не пошел за Адонией.

Ян ван Ноордт. "Мольба Вирсавии Давиду". 1646. (Также эту иконографию путают с сюжетом "Эсфирь и Артаксеркс").


Говерт Флинк. "Мольба Вирсавии Давиду". 1651


Фредерик Гудалл. 1888


Расскажу, что было с нашей героиней дальше, после того, как пациент умер.
Важно, что формально она была членом его гарема, "женой".
Упомянутый царевич Адония выжил и некоторое время даже прожил во время правления младшего брата Соломона, коронованного царем. Однако потом он решил жениться на красавице Ависаге, и ему было надо попросить об этом разрешения у царя. Адония стал искать покровительства у мачехи Вирсавии. Та пошла к сыну, чтобы добиться руки Ависаги для его сводного брата. Соломон разозлился: «а зачем ты просишь Ависагу Сунамитянку для Адонии? проси ему также и царства; ибо он мой старший брат».
Тут что имеется в виду -- на востоке если сын забирал себе гарем отца, или женился на ком-то из этого гарема, то этим он как бы заявлял и подтверждал свои права на царский престол (в Ветхом завете этот метод несколько раз упоминается). То есть, Адония как бы уступил брату трон, но при этом пытался взять вдову отца в жены -- и этим опять посягал на него.

В общем, Соломон приказал убить брата.
Что с Ависагой дальше было не известно (в Библии ничего нет, а другие версии -- из поздних романов).
Надеюсь, что плохо с ней не обошлись: гарем-то у Давида был большой, не всех же убивать; проблема была в царевиче Адонии, а не в девушках.

***

Кстати, в примитивной медицине этот способ "лечения" и придачи старому человеку молодых сил таким сладким способом закрепился и даже употреблялся в Новое время. Называли его в честь девущки - "сунамитизм".
https://en.wikipedia.org/wiki/Shunamitism

"Давид и Ависага". Картина Педро Америко (1879)


+ стихотворение Рильке на эту тему. (Пер. Конст. Богатырев).

[Текст стихотворения]I.

Она – дитя – на старце возлежала.
Ей слуги руки вкруг него обвили.
Тянулись сладкие часы в обилье
сквозь страх пред этой жизнью обветшалой.

От бороды его на крик совиный
она порою отводила взор.
И ночь подкатывала всей лавиной
со страхом и желаньем к ней в упор.

Звезда дрожала, как сестра, поодаль.
Прокрадывался запах к ней в альков.
И дрогнул занавес. И знак ей подал.
И тихо взгляд откликнулся на зов.

Но ночь ночей не тронула рабыни.
Она не отпускала старика.
На царственной она лежала стыни
и девственна, и, как душа, легка.

II.

Царь, сидя, вспоминал пустой дотла
день дел свершенных и страстей в подспудье,
собаку, что годами с ним жила.

А ночью Ависага вновь свела
свой свод над ним. И жизнь его легла,
как на пустынном взморье в дни безлюдья,
под этим сводом, чьи созвездья – груди.

На миг он, избалованный любовью,
увидел сквозь свои седые брови
недвижный и нецеловавший рот.

Он знал, что чувств зеленая лозина
к его корням пути не обретет.
В ознобе он, как пес, что смерти ждет,
своей крови искался пред кончиной.


И вот несколько работ современных художников на тему.

Jacob Epstein (1880-1959)


Reuven Rubin (1893–1974)


[плюс две]John Shayn (1901 - 1977)



Christian Schad (1894–1982)


МОРАЛЬ:
заводите нормальные полисы медицинского страхования, покупайте резиновые грелки (внимательно! пробка должна хорошо прилегать, чтобы не было неприятных протечек; также умно сделать грелке вязаный чехол, чтобы не обжигаться). В случае же если вы молодой здоровый мужик, а в доме вашего отца завелась красивая юная мачеха, попытайтесь ее игнорировать своим либидо, а то можно получить граблями по лбу от других родственников, не обязательно от отца.

Tags: ветхий завет, омерзительное искусствоведение
Subscribe

Posts from This Journal “омерзительное искусствоведение” Tag

  • 131 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
  • 131 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Comments for this post were locked by the author

Posts from This Journal “омерзительное искусствоведение” Tag