Вдумчивый нонфикшн о том, как создатели масс-культуры (ненамеренно) и маркетологи (намеренно) формируют вкусы потребителей книг и кинофильмов, и как это влияет на поступки читательниц и зрительниц в реальной жизни. А также о том, как читательницы и зрительницы внезапными пиками спроса, в свою очередь, наоборот, заставляют авторов контента придумывать именно те штампы и образы, которые сработают максимально эффективно.
Рецензия на книгу: Кэрол Дайхаус. «Мужчина мечты. Как массовая культура создавала образ идеального мужчины». М., Альпина Паблишер, 2018. ISBN 978-5-9614-6831-1
Вышедшая на русском языке в 2018 году (спустя год после оригинала) книга Кэрол Дайхаус на английском называется "Heartthrobs. A history of women and desire", то есть "Мужчины-секс-символы. История женщин и желания". Сама Дайхаус -- британская исследовательница (университет Сассекса), и манера манера письма у нее очень академическая, вдумчивая, тщательная, что удивительным образом диссонирует с тем материалом, о котором она рассказывает -- фетишизации мистера Дарси в мокрой рубашечке, вздохам по докторам с теплым взглядом Джорджа Клуни, трусикам, которые кидали на сцену фанатки рок-музыки и т.п.
Автор начинает примерно с лорда Байрона и на его примере показывает, как начинает складываться культ мужских селебрити, осаждаемых поклонницами. Перечисляет симптомы, поведение фанаток: в общем-то Джон Леннон бы руку ему пожал и в глаза посмотрел со значением, все очень похоже, туристически-сувернирная эротомания. Она рассказывает о придумывании образа вампиров и что в них находили и продолжают находить привлекательного, рассказывает про загадочную холодную андрогинность, которой обычно обладает притягательная "звезда".
Про эпоху романтизма мы, люди культурные, еще более или менее сами понимаем, но потом Дайхаус описывает то, что происходило во 2-ю пол. 19 века и в начале 20 века. Поразительно, но все вот эти алгоритмы попкультуры и спекуляции на сексапиле, от которых и сегодня едва успеваешь отмахиваться, попадая на рекламу в телевизоре, уже тогда расцветали махровым цветом. Для меня это было одним из главных ошеломлений от этой книги -- вот это самое понимание застарелости этих стереотипов и того, что ими все продолжают и продолжают пользоваться.
Говоря об эдвардианской эпохе Дайхаус подробно, с многочисленными архивными данными описывает зарождение массовых бульварных романов для женщин. Я этот пласт наблюдала разве что по Вудхаузу, помните, он там периодически выводит, высмеивая, писательниц, которые пишут романтические книжонки, а книжонками, в свою очередь, зачитываются барменши, продавщицы и официантки. Дайхаус показывает, что в общем-то, это совсем не смешно, а скорее круто: дело в том, что на рубеже 19-20 веков женщины массово начали работать в публичных местах за реальные деньги (а не дома бесплатно за семью). У них появились собственные средства, и они стали тратить их на удовольствия: кинофильмы и вот, бульварную литературу. Что обеспечило ее бурный рост, ибо раньше не существовало такого количества женщин-потребительниц, чтобы для них отдельная ниша была.
Затем Дайхаус прослеживает, что происходит с дамскими бульварными романами на протяжении 20 века и как они отражают изменение общественного сознания. Например, четко помечает грань, когда книга уже может не заканчиваться свадьбой главной героини-девственницы. Как веху дает выход первой книги Джеки Коллинз, где главная героиня изменяет мужу (пусть и плохому) и вообще с ним потом разводится! Ого-го-то как, раньше это, даже в романчиках, было немыслимо.
Рассказывает она и культе Руди Валентино и о том, из каких компонентов он сложился, а также о многом-многом другом, вплоть до наших дней. Лично мне не хватило какого-нибудь психоанализа, попыток более глубокого обобщения. Например, в главе, посвященной периоду, когда врачи начинают ощущаться как сексуальные мужчины и одновременно идеальные мужья, она буквально в одном абзаце говорит о том, что это связано с гигантскими зарплатами врачей и ощущением безопасности, но очевидно, что дело глубже. Иногда создается впечатление, что Дайхаус не формулирует каких-то выводов, чтобы не обзывать потребительниц идиотками, уж больно на кретинские разводки подчас покупательницы ведутся. Впрочем, если у читателя(-ницы) аналитический аппарат есть, то он(а) быстро навострится находить логические связки и обобщать, делая выводы.
Но вообще это оказалась одна из самых полезных и любопытных книг, прочитанных мною в последнее время. Пару недель после нее я ходила и смотрела на все, что мне подсовывает поп-культура, с мыслью: "мне кажется, что это красиво и привлекательно, потому что это действительно мне интересно и меня возбуждает, или потому что мне десятилетиями всеми методами вдалбливали, что оно секси?"
https://www.ozon.ru/product/muzhchina-mechty-kak-massovaya-kultura-sozdavala-obraz-idealnogo-muzhchiny-dayhaus-kerol-252509671/
https://alpinabook.ru/catalog/book-muzhchina-mechty/
***
В онлайн-читалках выложены ознакомительные начальные фрагменты книги.
А вот глава из середины "В поисках родственной души: откуда берется образ идеального мужчины"
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →