Проект под названием "Константин Коровин. Шедевры из частных собраний" можно увидеть в пространстве центра "Артефакт" (до 23 октября).
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2948324/2948324_800.jpg)
Экспозиция устроена «Коллекцiонеръ клубом»: на нее отдали свои картины члены клуба. Всего около 20 частных коллекционеров со всей России предоставили более 50 произведений живописи и графики, многие из которых никогда не выставлялись.
Портрет Коровина работы Михаила Вербова (1921)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2948423/2948423_800.jpg)
После гигантской ретроспективы Коровина, которая состоялась в Третьяковке десять лет назад, казалось бы, что еще стоит показывть? Однако ракурс, выбранный кураторами проекта, делает его весьма любопытным. Экспозиция в ГТГ, разумеется, в первую очередь состояла из хрестоматийных полотен из ведущих музеев страны, затем -- не из хрестоматийных, но тоже музейных. Частные же собиратели, в общем, были представлены по остаточному принципу.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2948671/2948671_800.jpg)
Тем не менее, именно в руках частных коллекционеров сосредоточились работы Коровина одного конкретного периода. Речь идет о 1922-1939 годах: времени, когда он смог уехать из Советской России и начал работать заграницей (до своей кончины в возрасте 77 лет). Картины этого периода, в массе своей созданные во Франции, начали всплывать на западном рынке лишь в последние десятилетия, и многие из них еще не вошли в сферу знаний знатоков творчества мастера.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2949428/2949428_800.jpg)
Картины эмигрантского периода составили костяк небольшой выставки, которую проводит «Коллекцiонеръ клуб» в стенах галерейного пространства "Артефакт". Хотя сам клуб существует неформально уже много лет, однако создавать выставочные проекты силами членов этого сообщества коллекционеров он стал недавно. Это вторая организованная им выставка (предыдущая -- сборная, посвященная эмигрантам, носила название "До встречи в Париже...", начало 2021 года).
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2949838/2949838_800.jpg)
Впрочем, помимо "парижских" картин на выставке представлен и другой период творчества Коровина, крайне трогательный и нежный. В 1919 году, в связи с тем, что вокруг был 1919 год, он уехал из столицы в Тверскую губернию, где обосновался в деревне Островно. Полупрозрачность деревянских пейзажей этого этапа его творчества, как рассказал коллекционер Севон Язычьян, связан и с объективными факторами -- подвоз красок в эту глушь был делом сложным, и Коровин старался (особенно зимой, в бездорожье) максимально экономить, разводя масло практически до акварельной прозрачности.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2951500/2951500_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2951140/2951140_800.jpg)
Зато когда весной-летом друзья привозили тюбики, коровинские картины опять становились сочными и пастозными!
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2954419/2954419_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2950314/2950314_800.jpg)
На фоне основной массы творчества Коровина подобные лирические пейзажи для меня как-то терялись, казались блеклыми, но на этой выставке они мне особенно приглянулись.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2956063/2956063_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2951383/2951383_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2953712/2953712_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2950663/2950663_800.jpg)
То, что проект готовился не государственной институцией, а частным клубом, где все знают друг друга, и все больше на личных взаимоотношениях, а не на официальных бумагах, позволяло при подготовке выставки импровизировать и быстро включать в нее совершенно новые экспонаты. Например, этот женский портрет буквально за три дня до открытия принес потомок изображенной дамы, картину даже не успели подреставрировать, повесили, как есть.
Портрет Р.А. Крыловецкой (1922)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2952604/2952604_800.jpg)
В своем роде эта выставка стала смотром новых приобретений и открытий. Эта дама в оранжевом ("Ноктюрн", 1922) многие годы пребывала в совершенно потемневшем виде. Только здесь она впервые за десятилетия предстает почищенной, будто светящейся.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2950625/2950625_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2954599/2954599_800.jpg)
Другие частные приобретения требуют дальнейших расследований. Скажем, этот гигантский натюрморт ("Урожай", 1920-е), возможно, был частью серии настенных панно, или же подготовительной работой для него.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2951937/2951937_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2952729/2952729_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2953109/2953109_800.jpg)
Французских импрессионистических пейзажей, "фирменных" Коровиных, на стенах также много.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2952378/2952378_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2950132/2950132_800.jpg)
Помимо традиционных ночных городских пейзажей меня заинтересовала эта картина. Тут изображен вход американского военного корабля в порт Марсель. Точной даты нет, написано 1920-30-е годы. Интересно, можно ли по силуэту установить название судна и выяснить, когда оно тут находилось.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2955872/2955872_800.jpg)
Отдельное пиршество для глаз -- это буйство красок в натюрмортах.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2954087/2954087_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2953775/2953775_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2953280/2953280_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2955554/2955554_800.jpg)
Еще, когда речь идет о демонстрации картин, которые пребывают не в госмузеях, а находятся в частной собственности, то есть живут обычно в интерьерах жилых квартир и особняков, я очень люблю наблюдать, какими нескучными бывают рамы, оформление: и как меняется от этого воприятие самих полотен, становится не академическим музейным, а живым, предметным, антикварным.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2955184/2955184_800.jpg)
Дневные виды Парижа. Искусствоведы пишут, что Коровин во Франции не стал таким же успешным, как эмигранты с отчетливо русским "акцентом": потому что он был слишком "парижанин" по своей живописи, слишком французский импрессионист.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2955294/2955294_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2954790/2954790_800.jpg)
Кто не был в галерее "Артефакт", хочу предупредить: это не музей, а галерейный центр, в котором сосуществуют несколько частных галерей и антикварных магазинов. Выставочного пространства тут не много - реально 1 длинный зал.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2956407/2956407_800.jpg)
Выставка работает ежедневно до 23 октября 2021 года с 12:00 до 20:00.
Адрес: г. Москва, ул. Пречистенка 30/2, галерейный центр "АРТЕФАКТ".
Сайт выставки
https://collectart.ru/posts/17-konstantin-korovin-shedevry-iz-chastnyh-sobraniy-anons
«Коллекцiонеръ клуб»:
https://collectart.ru
https://t.me/collectart
https://www.facebook.com/collectart.ru/
https://instagram.com/collectart.ru
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
Best
0mogol0
August 25 2021, 10:44:59 UTC 3 years ago Edited: August 25 2021, 10:50:39 UTC
Я поинтересовался у Николая Колядко
На первый взгляд это могут быть кто-то из парочки "Оклахома" или "Невада", оба прошли модернизацию в 1927-30 годах, после чего Оклахома ходила в Европу в 1936, более того, 24.07.1936 она зашла в Бильбао для эвакуации американских граждан и других беженцев из охваченной гражданской войной Испанией, после чего отвезла их в Гибралтар и французские порты. А вот про Неваду пишут, что после модернизации её отправили на Тихий океан, так что очень вероятно, что это именно Оклахома в 1936 году.
Upd. В книге Чаусова "Жертвы Перл-Харбора. Линкоры 'Оклахома', 'Невада', 'Аризона' и 'Пенсильвания'. 'Всё или ничего'", написано, что Оклахома пришла в Марсель 22 августа 1936 года в девятом часу утра...
Так что похоже мы знаем не только месяц, но и время
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →