Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Выставка редких работ Коровина из частных собраний открылась в Москве

Выставка редких, мало кем виденных картин Константина Коровина, годами непублично хранившихся в семьях потомков первых владельцев или возвратившихся на родину автора с иностранных аукционов, открылась в Москве.

Проект под названием "Константин Коровин. Шедевры из частных собраний" можно увидеть в пространстве центра "Артефакт" (до 23 октября).



Экспозиция устроена «Коллекцiонеръ клубом»: на нее отдали свои картины члены клуба. Всего около 20 частных коллекционеров со всей России предоставили более 50 произведений живописи и графики, многие из которых никогда не выставлялись.


Портрет Коровина работы Михаила Вербова (1921)


После гигантской ретроспективы Коровина, которая состоялась в Третьяковке десять лет назад, казалось бы, что еще стоит показывть? Однако ракурс, выбранный кураторами проекта, делает его весьма любопытным. Экспозиция в ГТГ, разумеется, в первую очередь состояла из хрестоматийных полотен из ведущих музеев страны, затем -- не из хрестоматийных, но тоже музейных. Частные же собиратели, в общем, были представлены по остаточному принципу.



Тем не менее, именно в руках частных коллекционеров сосредоточились работы Коровина одного конкретного периода. Речь идет о 1922-1939 годах: времени, когда он смог уехать из Советской России и начал работать заграницей (до своей кончины в возрасте 77 лет). Картины этого периода, в массе своей созданные во Франции, начали всплывать на западном рынке лишь в последние десятилетия, и многие из них еще не вошли в сферу знаний знатоков творчества мастера.



Картины эмигрантского периода составили костяк небольшой выставки, которую проводит «Коллекцiонеръ клуб» в стенах галерейного пространства "Артефакт". Хотя сам клуб существует неформально уже много лет, однако создавать выставочные проекты силами членов этого сообщества коллекционеров он стал недавно. Это вторая организованная им выставка (предыдущая -- сборная, посвященная эмигрантам, носила название "До встречи в Париже...", начало 2021 года).



Впрочем, помимо "парижских" картин на выставке представлен и другой период творчества Коровина, крайне трогательный и нежный. В 1919 году, в связи с тем, что вокруг был 1919 год, он уехал из столицы в Тверскую губернию, где обосновался в деревне Островно. Полупрозрачность деревянских пейзажей этого этапа его творчества, как рассказал коллекционер Севон Язычьян, связан и с объективными факторами -- подвоз красок в эту глушь был делом сложным, и Коровин старался (особенно зимой, в бездорожье) максимально экономить, разводя масло практически до акварельной прозрачности.



Зато когда весной-летом друзья привозили тюбики, коровинские картины опять становились сочными и пастозными!




На фоне основной массы творчества Коровина подобные лирические пейзажи для меня как-то терялись, казались блеклыми, но на этой выставке они  мне особенно приглянулись.








То, что проект готовился не государственной институцией, а частным клубом, где все знают друг друга, и все больше на личных взаимоотношениях, а не на официальных бумагах, позволяло при подготовке выставки импровизировать и быстро включать в нее совершенно новые экспонаты. Например, этот женский портрет буквально за три дня до открытия принес потомок изображенной дамы, картину даже не успели подреставрировать, повесили, как есть.

Портрет Р.А. Крыловецкой (1922)


В своем роде эта выставка стала смотром новых приобретений и открытий. Эта дама в оранжевом ("Ноктюрн", 1922) многие годы пребывала в совершенно потемневшем виде. Только здесь она впервые за десятилетия предстает почищенной, будто светящейся.



Другие частные приобретения требуют дальнейших расследований. Скажем, этот гигантский натюрморт ("Урожай", 1920-е), возможно, был частью серии настенных панно, или же подготовительной работой для него.





Французских импрессионистических пейзажей, "фирменных" Коровиных, на стенах также много.




Помимо традиционных ночных городских пейзажей меня заинтересовала эта картина. Тут изображен вход американского военного корабля в порт Марсель. Точной даты нет, написано 1920-30-е годы. Интересно, можно ли по силуэту установить название судна и выяснить, когда оно тут находилось.



Отдельное пиршество для глаз -- это буйство красок в натюрмортах.






Еще, когда речь идет о демонстрации картин, которые пребывают не в госмузеях, а находятся в частной собственности, то есть живут обычно в интерьерах жилых квартир и особняков, я очень люблю наблюдать, какими нескучными бывают рамы, оформление: и как меняется от этого воприятие самих полотен, становится не академическим музейным, а живым, предметным, антикварным.



Дневные виды Парижа. Искусствоведы пишут, что Коровин во Франции не стал таким же успешным, как эмигранты с отчетливо русским "акцентом": потому что он был слишком "парижанин" по своей живописи, слишком французский импрессионист.





Кто не был в галерее "Артефакт", хочу предупредить: это не музей, а галерейный центр, в котором сосуществуют несколько частных галерей и антикварных магазинов. Выставочного пространства тут не много - реально 1 длинный зал.



Выставка работает ежедневно до 23 октября 2021 года с 12:00 до 20:00.
Адрес: г. Москва, ул. Пречистенка 30/2, галерейный центр "АРТЕФАКТ".

Сайт выставки
https://collectart.ru/posts/17-konstantin-korovin-shedevry-iz-chastnyh-sobraniy-anons

«Коллекцiонеръ клуб»:
https://collectart.ru
https://t.me/collectart
https://www.facebook.com/collectart.ru/
https://instagram.com/collectart.ru

Tags: выставки, эмигранты
Subscribe

Posts from This Journal “выставки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 63 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Best0mogol0

August 25 2021, 10:44:59 UTC 3 years ago Edited:  August 25 2021, 10:50:39 UTC

  • New comment
Тут изображен вход американского военного корабля в порт Марсель. Точной даты нет, написано 1920-30-е годы. Интересно, можно ли по силуэту установить название судна и выяснить, когда оно тут находилось.

Я поинтересовался у Николая Колядко midnike, который специалист по американскому флоту ВМВ, и он подсказал, что это мог быть кто-то из довоенных американских линкоров, но уже переживших модернизацию.

На первый взгляд это могут быть кто-то из парочки "Оклахома" или "Невада", оба прошли модернизацию в 1927-30 годах, после чего Оклахома ходила в Европу в 1936, более того, 24.07.1936 она зашла в Бильбао для эвакуации американских граждан и других беженцев из охваченной гражданской войной Испанией, после чего отвезла их в Гибралтар и французские порты. А вот про Неваду пишут, что после модернизации её отправили на Тихий океан, так что очень вероятно, что это именно Оклахома в 1936 году.
Upd. В книге Чаусова "Жертвы Перл-Харбора. Линкоры 'Оклахома', 'Невада', 'Аризона' и 'Пенсильвания'. 'Всё или ничего'", написано, что Оклахома пришла в Марсель 22 августа 1936 года в девятом часу утра...
Так что похоже мы знаем не только месяц, но и время
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “выставки” Tag