***
Знаю, вас взволновал вопрос с княгиней-мертвецом. Пытаюсь выяснить.
"Памятники древнерусского канонического права" сообщают нам (в толковании "Вопросов эпиграфики"), что гипотетическая фригидность причиной для развода быть не могла: "Ажели боудоуть молоди а не мочи начноуть, то нетоуть беды во своеи жене, нетоуть греха".
нашла отдельную статью:
Исследуется легенда о разводе московского великого князя Симеона Ивановича Гордого вследствие свадебной порчи. Излагаются различные версии этого события по средневековым источникам и их интерпретации в исследовательской литературе. Наиболее популярная версия гласит, что брак Симеона Гордого и смоленской княжны Евпраксии Федоровны не был консумирован, поскольку она являлась своему супругу в образе мертвеца, из-за чего тот отослал княгиню к ее отцу и вскоре вступил в новый (третий по счету) брак. Показано, что этот рассказ восходит к родословной легенде о происхождении князей Фоминских от разведенной великой княгини Евпраксии Федоровны. Предполагается, что легенда возникла в среде Карповых, конкурировавших с Фоминскими за родовое старшинство, и в своем первом варианте точно соответствовала фольклорным аналогам. Легенда впервые изложена в родословной росписи Карповых, которая датируется первым десятилетием XVI в. Уже здесь она содержала искаженный, по предположению автора, текст. Фольклорная традиция знала свадебные происшествия, схожие с тем, что произошло на свадьбе Симеона Гордого и Евпраксии Федоровны. Порча, наведенная на одного из действующих лиц или на них обоих, согласно поверьям, могла привести либо к их физическому перерождению в медведя или другого зверя, либо к галлюцинациям, в которых жених или невеста представали перед своим избранником животным – змеей, волком или тем же медведем. Но ни в одном из вариантов подвергшиеся свадебной порче жених или невеста не воспринимались своим избранником мертвецом. Данные фольклора допускают предположение о том, что в родословной Карповых изложена вторая версия легенды, в то время как первая соответствовала фольклорным представлениям о последствиях свадебной порчи. Автор допускает как осознанное редактирование легенды, так и случайное искажение текста вследствие ошибки прочтения. Высказанное предположение о трансформации слова «медведь» в «мертвец» исследуется с учетом палеографии и историко-лингвистических данных. Легенду о свадебной порче княгини Евпраксии Федоровны предлагается прочитывать не так буквально, как это принято в современной исследовательской литературе.
***
Не дожидаясь наступления очередных двух часов ночи, прочитала-таки статью о княгине Симеона Гордого.
Историк Олег Хоруженко пишет, что байка о том, что её отослали к отцу и второй раз выдали замуж, после чего она нарожала 4 детей, впервые возникает в тексте, написанном полтора века спустя.
Причем написанном по заказу рода, конкурирующего с её "потомками". То, что её они записали в прародительницы, типа соперников дискредитирует, потому что она де юре прелюбодейка. А на самом деле, она, может, им не праматерь.
В общем, пишет историк, все странно, может, полное вранье, и он не удивится, если ее просто тихо сослали в монастырь (как остальных ненужных жен), а хэппи-энд придумали те, кто и не думал, что в наших глазах это будет хэппи-эндом.