Увы, мне не удастся показать его метаморфозы в изобразительном искусстве: рисовали аметистовые украшения очень редко, быть может, были проблемы с краской такого цвета до изобретения синтетических красителей.
Однако самих аметистовых украшений сохранилось достаточно много. И не которые безумной красоты и тонкости работы.
Камеи и инталии из аметиста в парижском кабинете медалей (BNF)
I. Древнейший период
Как мы уже видели в аналогичном моем расследовании про изумруды, история бытования камня зависит от расположения его месторождений и хронологии открытия новых копий. Аметисты очень любили древние египтяне (минимум с 3100 г. до н.э.), из чего смело предположить, что где-то рядом были рудники. Действительно, прямо на территории, сейчас это место называется Wadi el-Hudi (1), оно находится в 35 км к юго-востоку от Асуана. Копи эти разрабатывались активно и иссякли, да и мода на аметист в Египте прошла к гиксосскому периоду (2). Кроме того, аметистовые копи были в Нубии, и возможно оттуда везли сырье тоже.
Обрабатывать аметисты при этом египтяне умели не очень. В основном, то, что мы видим -- это полированные бусины и мелкие фигурки, вырезанные, но без жестких контуров (скарабеи и иные амулеты).
Ножной браслет, ок. 1850–1775 до н.э. Метрополитен
Фигурки эти, которые часто просверливались и носились на теле в составе украшений, похожи на своего рода нэцке.
Амулет 1,2 см высотой. Среднее царство, Британский музей
Амулеты в виде сфинксов, ок, 1981–1550 до н.э. Метрополитен.
Амулет в виде обезьяны. Среднее царство. Британский музей
Бусины при этом умели необыкновенно красиво сочетать с другими материалами, тут не поспоришь.
Ожерелье, в центре фигурка из шпата. Среднее царство, Британский музей
Никого не смущало многоцветье.
Ожерелье из амулетов. Среднее царство. Британский музей
Еще более красиво выглядели комплекты, дополненные золотой чеканкой.
Пояс с леопардом из могилы царевны Sithathoriunet. 1887 –1813 до н.э., Метрополитен
Браслет со львами, оттуда же
25-я династия (?). Кливлендский музей искусств
Ожерелье с электрумом (ценнейшим сплавом золота и серебра). Среднее царство. Британский музей
Достаточно много скарабеев, но визуально в них нет ничего неожиданного, поэтому не буду на них сосредотачиваться.
Ок. 1820 г. до н.э.. Британский музей
Вот резной аметист, и он уже достаточно поздний для Египта.
7 век до н.э. Кабинет медалей (Париж)
Если мы же взглянем на то, как обрабатывали аметисты в 1-м тысячелетии до н.э. на других соседних ближневосточных территориях, то мы, в принципе, увидим схожую ситуацию. Технически ювелиры были еще не развиты, и камень казался для них твердоватым.
Камень представлял ценность сам по себе, прежде всего прозрачностью и красивым цветом. И часто шел в подбор с другими яркими камнями или стеклянными бусинами.
Низка из девятнадцати бусин. Сер. 1 тыс. до н.э. Кабардино-Балкария, село Чегем. Эрмитаж
Бусы из Ниппура, неоассирийский период. 900-612 гг. до н.э. The Oriental Institute of the University of Chicago
Поздний Вавилон, 700-500 г. Раскопки Л. Вули. Британский музей
Умели и более-менее резать.
Центральный камень украшен аравийской надписью 8 до н.э. (музей не нашла)
Ахеменидская бусина в виде льва, 5-4 вв. до н.э. Британский музей
Резные печати и их отпечатки. Слева: нововавилонский период, Ок. 900-700 г. до н.э. Справа: касситская печать, 1400-1100 до н.э. Обе - Christie's
Сырье, как пишут, в окрестных регионах Ближнего Востока все также было египетским. Следующими по очередности месторождениями станут Шри-Ланка и Индия, потом Германия (Идар-Оберштайн), а потом уже Сибирь. Также в старом свете есть источники в Афганистане, Австрии, Греции, Венгрии, Сицилии, Пакистане (3), но не указывается, знали ли о них древние.
Неоассирийская ваза (высота 8 см), 8 век до н.э. Christie's
II. Древняя Греция, эллинизм, Причерноморье
Пишут, что греки очень любили аметист, причем с самого раннего периода, еще эгейского (2). Его в обилии находят в микенских слоях. Это опять-таки экспорт из Египта, но не всегда понятно - экспорт сырья, или готовых изделий, которые переделывались на свой вкус.
Некоторые древнейшие крито-микенские камеи -- именно аметистовые.
Минойская печать с изображением осьминога, 1700-1450 до н.э. Гетти
Печать с силуэтом птицы из Кносса. Эшмолеан
17-16 века до н.э, Grave C of the Grave Circle B of Mycenae. NAMA
Находим мы здесь и бусы со столь же скучными бусинами, заполированными до непрозрачности.
Бусы из минойского т.н. "эгинского клада". Британский музей.
Однако постепенно качество работы с золотом все растет и растет, и от такого соседства аметист выигрывает.
Серьги, найденные в Пирее (Лувр). Мне кажется, это уже не египетский аметист, судя по цвету. Такой оттенок был у сицилийского или камня с некоторых греческих островов.
Золото эпохи эллинизма -- это уже истинный шедевр, что ни возьми. Мастера этой эпохи любят аметисты, и теперь это достаточно бросающиеся в глаза кабошоны.
Браслеты, 1-й век до н.э. NAMA
Украшения из Антарадуса (совр. Триполи). Ок. 200 г. до н.э. Британский музей
Ожерелье с бабочкой, Греция. Музей Уолтерс
Образцы или подражания этому красочному стилю достаточно обильно находят в нашем Причерноморье.
Ожерелье с подвеской в виде бабочки. Создано: Восточное Средиземноморье. I в. до н.э. Найдено: Херсонес, Надгробие 630. Крым, окрестности Севастополя. Эрмитаж
Однако аметист является в таких украшениях, как вы видите, лишь частью полихромного ансамбля.
Диадема. Сармато-аланская культура. I в. Эрмитаж
Перстень. 2-1 вв. до н.э. Найден: Россия, Волгоградская обл., Николаевский р-н. ГИМ
Тем временем в одном из эпицентров эллинизма, в птолемеевском Египте, изобретают тот вид резных гемм, который становится классическим.
Голова царицы Арсинои II. 3-й век до н.э. Уолтерс
Портрет царицы Арсинои II в образе Афродиты. 3-й век. Кабинет медалей (Париж)
Эти женские головки очень красивы, но, как я подробно рассказывала тут, основной иконографией для резных гемм станет профиль.
1-й век до н.э. Источник: auktionen.gmcoinart.de
Портрет Птолемея II Филадельфа. 3-й век до н.э. Эрмитаж
При этом в Греции камень аметист стал воприниматься как амулет, способствующий победе над опьянением. Собственно, даже его название переводится с греческого как "не быть пьяным". Возможно, это было связано с цветом разбавленного вина, похожим на фиолетовый.
III. Древний Рим
В древнеримском искусстве ювелирные украшения из аметиста переживают свой высочайший расцвет. Собственно, это одно из главных украшений, которые ассоциируются с этой эпохой. Быть может, и потому, что фиолетовый цвет аметиста ассоциируется с императорским пурпуром. В первую очередь речь идет о портретных профильных камеях, в которых, вдобавок, умели передавать фирменное римское портретное сходство.
"Агриппа". 20-30-е годы. Кабинет медалей (Париж)
Портрет Гнея Помпея Магна. 1-й век. Эрмитаж
Аврелиан. 260–280 гг. Гетти
Но у популярности аметиста как материала в Риме были экономические причины: римляне завоевали Египет. И хотя уже упоминавшиеся выше египетские копи аметистов были исчерпаны, римляне завели там себе новые - в регионе Safaga вблизи Gebel Aby Diyeiba (4). Правда, по цвету они были светлее, чем более ранний источник, и некоторые даже можно было перепутать с розовым кварцем, такие они были бледные.
Нереида на быке. 1-й век н.э. Эрмитаж
Напомню, что геммы - это понятие собирательное, оно включает камеи (выпуклые) и инталии ("впуклые"), вторые обычно использовались в качестве печаток. Жанр называется "глиптика".
Кроме портретов конкретных людей, были весьма распространены обобщенные прекрасные мужские и женские головки, весьма похожие на то, что делали в эллинизме вне Рима. Собственно, резчики камней, по всей видимости, были пленными или приглашенными мастерами из эллинистических стран, например, той же Греции или Египта. Так что в этом сходстве манеры нет ничего странного.
"Аполлон". Музей Гетти. Эта гемма была разбита, и отсутствующие кусочки заполнили золотом. Любопытно, что это ровно то же самое, что концепция золотых заплаток у японцев - "кинцуги".
Камеи носили часто в перстнях, и как печатки, и как амулеты. Выбор сюжетов это подтверждает -- Фортуна, Медуза, другие божества
Голова Медузы. Эрмитаж. Горгона Медуза, несмотря на то, что превратилась в раскрасавицу, все равно оставалась мощным оберегом.
"Богиня Фортуна". 1-й век. Эрмитаж
Кольцо с изображением египетского бога Хора. Рим. 1-3 век. Британский музей
При этом очень-очень много было и сюжетных камей, и тонкость их проработки, виртуозность резьбы ошеломительна.
"Петушиный бой". Эрмитаж
Геба, пьющая из кубка. Кабинет медалей (Париж)
"Борьба Геракла с Антеем". Кабинет медалей (Париж) - по ссылке еще аметистовые камеи там
Геракл Мусагет, после 66 года до н.э. Археологический музей Таррагоны
Для передышки давайте взглянем, как римляне использовали аметист в других изделиях.
А ничего особенного не сохранилось: все те же как бы нецке, все те же скучные бусины.
Амулет в виде лягушки. Эрмитаж
Бусы, 30 до н.э. - 395 н.э. Смитсониан.
Якобы римляне делали из аметистов кубки и пили из них вино, веря в волшебное свойство камня. Но мне это кажется современной легендой, и поскольку античного автора, говорящего об этом, мне нагуглить не удалось, предлагаю отнестись к этому со скептицизмом.
И вернемся напоследок к геммам.
Кратер и виноградная лоза. 1-й век. Эрмитаж
Нимфа Аура (т.е. воздуха). Эрмитаж
IV. Христианство
Наступает новая эпоха, которой свойственнен технологический упадок и идеологические изменения. Соответственно, отразилось это в аметистовых украшениях.
Умение резьбы по камню умирает практически сразу (оно уцелеет только у византийцев, но не на столь высоком уровне).
Инталия "крест и рыбы". Северное Причерноморье. 3 век. Эрмитаж
Портрет неизвестного. 3-4 века. Британский музей
Быть может, упоминавшиеся ранее аметистовые чаши для вина римлян выглядели как-то так, как эта реликвия.
Т.н. "Чаша св. Елены", 3-4 века. Сокровищница Трирского собора. Выточена из аметиста, серебряная оправа - 14 век, Богемия
Если мы возьмем нательные украшения варварских народов на территории бывш. Римской империи, мы увидим, что аметисты в них используются в меру (из-за своего приятного цвета), также как гранаты (которые, кажется, были популярнее). Это все те же кабошоны. Римляне, которые умели делать такие виртуозные, наверно, могли бы гранить камни, по-крайней мере, полудрагоценные, но видимо, им это просто не приходило в голову. А вот у народов Темных веков и технологий нет.
Нательная цепь, 367-375 годы, Германия. Британский музей
Франкское украшение. Ок. 550–650 гг. Метрополитен
Все те же знакомые нам с давних веков бусины, одинаковые по технологии всегда и у всех
Вестготские бусы, 586-711 гг. V&AM
Меровингская фибула и квази-императорский солид Маврикия Тиберия (582-602 AD). Британский музей
В византийских украшениях, кажется, более виртуозное взаимоотношение с золотом, быть может, наследие от эллинистической традиции. Но упадок все равно очевиден, хотя по яркости вещи очень красивы.
Византия, 5-6 век. Британский музей
Византия, 7-й век. Британский музей
Браслеты из Метрополитен, впрочем, более качественно выполнены. Видите тенденцию? Показывать красоту, многоцветье камней, их разнообразие.
Византийские браслеты, 500-700 гг. Метрополитен
Теперь перейдем к аметистам в непосредственно христианских предметах. Он два раза упоминается в Библии в составе набора других камней, но какой-то особенно важной символики с ним, видимо, не связано.
Вот типичное богословское перечисление: «В яшме отражается истина и вера; в сапфире — высота надежд небесных; в халцедоне — пламя внутреннего милосердия. В изумруде выражена сила веры в несчастии; в сардониксе — смирение святых; в сарде — священная кровь мучеников. Хризолит отражает истинную духовную проповедь; берилл — совершенство пророчеств. Наконец, в хризопразе отражены труды благословенных мучеников и их вознаграждение; в гиацинте — вознесшиеся на небо в высоких мыслях и их покорное сошествие к делам земным; в аметисте — постоянная мысль о Царствии Небесном в душах смиренных» (Рабан Мавр, начало 9 века).
В украшении религиозных объектов мы наблюдаем те же принципы.
Распятие (часть вотивной короны?). 7 век, Меровинги. Музей Клюни
Алтарный крест-реликварий с ветхозаветными сценами (фрагмент). Ок. 1160-1170, Франция/Бельгия. Британский музей
Мастерская Hugo d'Oignies. Реликварий с молоком св. девы Маагды (фрагмент). 1243-50 гг. Бельгия. Фонд короля Бодуэна
Реликварий, 14 век, Франция. Музей Лаона
Единственное конкретное упоминание о предпочтении аметистов в христианском культе связано с перстнями епископов. Это была традиционная регалия, для которой предпочитали камни красного/фиолетового цветов, давних цветов власти. Мне встретилось указание, что аметист использовался из-за ассоциации с апостолами, о которых в Деяниях 2:15 сказано "они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня" (речь идет о том, как они странно вели себя после Сошествия св. Духа). Поскольку аметист, как мы помним, еще с древних греков ассоциируется с "не-пьяным", то вот и закрепилось.
При этом старинных епископских перстней с аметистами мне найти не удалось, это английские образцы 18-20 веков.
1. Кольцо без даты, Bonhems. 2. T & J Bragg jewelers, Birmingham, England, circa1850. 3. Ring of the Lord Bishop of Kilmore DD, Rector of Christchurch. ukauctioneers. 4. Episcopal ring with cameo on amethyst depicting Saint John the Baptist 19th century
Также я наткнулась на легенду, которая в гуглбукс есть в книге 1975 (5), так что это не интернет-бред, а что-то более устойчивое. Святой Валентин ведь был тоже епископом, и будто бы у него был перстень с камеей, изображающей Купидона. И будто бы поэтому, в частности, аметист стал камнем рожденных в феврале. Я не думаю, что эта легенда старше 19 века.
В достаточно милом фантастическом сериале "Склад 13" про магические артефакты она используется, и вот вам фото реквизита - кольца св. Валентина.
***
Завтра расскажу, как в Ренессанс снова начали резать камеи.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ