Это очень редкие вещи, которые до сих пор остаются в частных коллекциях (у потомков этих людей, либо же у тех, кто у них купил). Поэтому обязательно надо воспользоваться шансом увидеть такое.
![20210420_190035.jpg 20210420_190035.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2722072/2722072_1000.jpg)
Небольшой ранний Кандинский, графика.
Каждому коллекционеру отведен свой участок в выставочном зале. На зеленом фоне (здесь - справа) графический портрет, специально выполненный для этого проекта, а внизу биография.
![20210420_183835.jpg 20210420_183835.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2721030/2721030_1000.jpg)
Биографии в жанре эссе, в подражание Абраму Эфросу мудрейший куратор выставки заказал лично мне, поэтому получились они красочными и эмоциональными.
![20210420_183828.jpg 20210420_183828.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2720861/2720861_1000.jpg)
Вот, например, мой текст для Абрамяна (на фото выше):
Арам Яковлевич Абрамян
(1898, Тифлис – 1990, Москва)
В Кремле его знали хорошо – но Абрамян знал тех, которые в Кремле, как вообще больше никто. Потому что более четверти века он был в Советском Союзе урологом №1. Он лечил Сталина, Брежнева, ему доверяли «наших друзей» – монгольского вождя Чойбалсана, египетского Насера… И бог знает, кого еще. Абрамян о своих пациентах не распространялся и мемуаров не оставил. Он пришел в эту область медицины в 1920-е годы, стал одним из ее отцов-основателей, в 1949 году возглавил урологическую клинику в МОНИКИ, которую «держал» до 1975 года. Властный, категоричный, великолепный администратор, блестящий хирург, он был мудрый и сдержанный, с пациентами – крайне деликатный и тактичный, с учениками – проницательный и чуткий. Прямая осанка, звонкий голос, быстрая походка, острый и цепкий взгляд. Придворная осторожность человека, который в 1953 году чуть было не попал под «дело врачей» – но уцелел, и остался вращаться в тех же опасных кругах еще на несколько десятилетий. А вот московские коллекционеры знали Абрамяна совсем другим. В своей квартире, показывая им новые приобретения, он расцветал, не скрывая страсть к живописи. Давал волю армянскому темпераменту, раскладывая перед ними своих «сомовых» и «кустодиевых». Если за картину пришлось заплатить слишком дорого, он по-восточному причитал над ней, приносил домой и «наказывал» – ставил на некоторое время лицом к стене. В охоте за шедеврами был, по отзывам конкурентов, хитрющим, уводил прямо из-под носа. «Коллеги»-коллекционеры, правда, немного подсмеивались над ним за то, что Абрамян «по-восточному» предпочитал праздничное, красивенькое (символистов и мирискусников), и не ценил супрематистов. И пользовались этим – знали, что Абрамяна можно отвлечь чем-то «ярким». Выйдя на пенсию, профессор совершил в Советском Союзе нереальное – заставил государство создать музей целиком под его личную коллекцию. Обычно ведь пожертвования растворяют в больших собраниях, что дарителей очень огорчает. 350 картин Абрамян вывез на родину (кстати, он юношей воевал там в Гражданскую), выбил для них из армянского министерства культуры в Ереване сначала две комнаты, а потом вообще отдельный особняк. Буквально поработил директора этого нового Музея русского искусства, развесил картины в залах по своему вкусу. Ереванские власти взвыли от его железной воли – а он пользовался и своими старыми связями, и огромным административным опытом. Но, отправляя из Москвы коробки с холстами, 80-летний Абрамян не смог отдать все – «как же я могу оставить стены пустыми?» И еще десять лет прожил среди нескольких самых-самых любимых картин…
![20210420_183823.jpg 20210420_183823.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2720603/2720603_1000.jpg)
Биографий, соответственно, тоже 14, все приводить не буду. Для некоторых пришлось производить настоящие расследования и даже трансконтинентальные телефонные переговоры.
![20210420_190255.jpg 20210420_190255.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2722614/2722614_1000.jpg)
Кузнецов из коллекции ираниста Сановича.
![20210420_190311.jpg 20210420_190311.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2722977/2722977_1000.jpg)
Здесь представлена коллекция режиссера Соломона Шустера.
![20210420_191035.jpg 20210420_191035.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2724462/2724462_1000.jpg)
Гончарова
![20210420_191218.jpg 20210420_191218.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2724948/2724948_1000.jpg)
Лентулов
![20210420_191129.jpg 20210420_191129.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2724811/2724811_1000.jpg)
Чупятов из коллекции Рубинштейна
![20210420_190549.jpg 20210420_190549.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2724100/2724100_1000.jpg)
Изумительно виртуозный рисунок Татлина.
![20210420_190543.jpg 20210420_190543.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2723975/2723975_1000.jpg)
Это вещи, которые принадлежали военному психиатру Тимофееву. Потрясающие
Голубого Калмыкова специально повесили высоко и неудобно, чтобы народ не своротил, делая селфи, наверняка на фоне таких спин возжелали бы многие.
![20210420_190427.jpg 20210420_190427.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2723393/2723393_1000.jpg)
Рисунок Бориса Григорьева "Новичок" оказывается принадлежал ему.
![20210420_190410.jpg 20210420_190410.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2723128/2723128_1000.jpg)
![20210420_190437.jpg 20210420_190437.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2723803/2723803_1000.jpg)
Ну, Малевич
![20210420_190058.jpg 20210420_190058.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2722443/2722443_1000.jpg)
"Повар" Фалька из коллекции Чудновского
![20210420_185045.jpg 20210420_185045.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2721824/2721824_1000.jpg)
Это Богомазов оттуда же
![20210420_184959.jpg 20210420_184959.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2721311/2721311_1000.jpg)
Он двухсторонний, вот обратная сторона.
![20210420_185036.jpg 20210420_185036.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2721722/2721722_1000.jpg)
Нестеров из коллекции Стычкина-отца.
![20210420_183440.jpg 20210420_183440.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/2720304/2720304_1000.jpg)
Вот мой большой материал об этой выставке, который я написала в газету.
Еще очень рекомендую каталог к выставке. Там много дополнительных материалов очень редких.
Значительную часть каталога выставки составила подробная «Хроника событий», перечисляющая все, что влияло на частное коллекционирование в СССР. Куратор выставки и составитель хроники Анастасия Винокурова рассказывает: «Мне хотелось создать эту летопись, чтобы показать, что происходило с институтом собирательства после 1917 года, когда частная собственность фактически была отменена. Хроника включает все законопроекты, которые коснулись коллекционеров искусства (начиная с Декрета о земле), историю музеефикации частных собраний. Также туда включена информация об аукционах, работавших в советское время (в эпоху нэпа), крупнейших продажах предметов за границу. Хроника показывает, как до войны сокращался и постепенно уходил в подполье рынок искусства. В ней перечислены крупные судебные дела над коллекционерами, учреждение в органах милиции и государственной безопасности антикварных отделов. Ближе к развалу СССР среди событий — основание и начало активной выставочной деятельности Клуба коллекционеров. Датой окончания выбран 1992 год, когда в Москве состоялся первый аукцион искусства — „Альфа-Арт“, то есть начало расцвета рынка».
Сайт выставки
https://seekers.rusimp.su/
До 29 августа