Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

«Портрет Растрелли» больше не Растрелли

Главной иконографической сенсацией декабря является переатрибуция знаменитого портрета архитектора Растрелли в изображение совершенно постороннего человека.

Прежняя атрибуция: художник Лукас Конрад Пфанцельдт. Портрет Франческо Бартоломео Растрелли. 1732—1740-е гг. Эрмитаж


(Не особо хотела писать об этом, но мне столько человек кинули это в личные сообщения, что  я решила как-то остановить этот поток, продемонстрировав свою осведомленность).

Сообщил об этом исследователь Сергей Алексеев, доказавший, что моделью портрета послужил тоже архитектор, но другой -- Фердинандо Фуга (1699 - 1782), спроектировавший великий барочный фасад базилики Санта Мария Маджоре. И автором потрета был совсем не скромный копиист Пфанцельт, а какая-то более серьезная фигура итальянского искусства - Джузеппе Бонито или Гаспаре Траверси. (via Андрей Чекмарев)

Ключевых доводов два:
а) на груди у персонажа папский орден Христа, которым Растрелли не обладал
б) ранняя гравюра с изображением Фуги и подписанным именем, сделанная с данной картины.

Таким образом, легким мановением руки Эрмитажное собрание лишилось портрета строителя своего главного здания.

Любопытствующим рекомендую прослушать доклад целиком.

Фрагмент с докладом (на вк, 13 минут).




Целиком вся конференция "Чтения памяти В.Ф. Левинсона-Лессинга (1893-1972) в Эрмитажном театре: часть 1"
Смотреть с 01:08




Однако для нас остается актуальным еще портрет Растрелли кисти Ротари (ГРМ), слава богу.





Tags: рококо, экспертиза и реставрация
Subscribe

Posts from This Journal “рококо” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 29 comments

Posts from This Journal “рококо” Tag