Это очередная из цикла выставок Музея русского импрессионизма, в которой зрителю возвращены полузабытые имена достойных живописцев последних десятилетий Российской империи и эмиграции. Сергей Виноградов, художник круга Серова и Коровина, — одна из таких мутных фигур, которые специалистам вроде бы известны, а обычной публике нет. Хотя вполне достоин небольшой славы. ("Скучные" фамилии тоже способствуют такому ускользанию из памяти).
Считается, что Виноградов относится к кругу Валентина Серова и Константина Коровина. Вообще, время отчетливо видно в его работах, а вот над вычленением собственного авторского почерка, не подражательного большим мастерам, зрителю придется поразмыслить.
Вот здесь, например, ощущается Головин.
Рука у Виноградова была поставлена отлично, и во всех картинах видна отличная школа, чувство цвета, мастерство.
Для тех, кто давно и заслуженно любит Виноградова, интересно будет взглянуть на работы, созданные им после переезда в Прибалтику в 1924 году. Кроме работ из Москвы и Санкт-Петербурга, в экспозицию вошли произведения из частных коллекций и музейных собраний регионов, а также из Прибалтики и Беларуси.
Мне больше всего понравились у него женские образы. Вот это портрет жены.
Работы "крестьянского" жанра более скучны.
В Московском училище живописи, ваяния и зодчества он учился у Владимира Маковского, Поленова и др.
Экспонирование, как всегда в этом музее, приятное, не скучное.
Часть зала отделана под дачные обои. Это хорошо, потому что, побродя немного между картинами, видишь, что Виноградов нашел себя именно в изображении дачной, загородной жизни.
Конечно, Виноградов бывал в Париже и видел, что там вытворяли живописцы.
Для истории искусства важно не только то, что он был художником, а даже то, что Виноградов выступал консультантом Михаила и Ивана Морозовых, и помогал им в Париже формировать коллекцию импрессионистов и постимпрессионистов. Кто знает, чего бы наши музеи лишились без его советов тогда.
Карьера его развивалась хорошо, он преподавал, зарабатывал, был членом влиятельных кружков, принят в Академию.
Вот одна из наиболее приятных "собственных" вещей Виноградова.
Из садов его самым любимым место была усадьба Головинка в Тульской губернии, принадлежавшая Елене Дмитриевне Мамонтовой, жене Всеволода Саввича Мамонтова, сыну разорившегося мецената.
Другое его любимое место было харьковское имение сахарозаводчика Харитоненко.
А когда начнется Гражданская, Виноградов будет в Москве, и ненароком отобъет атаку анархистов на московский особняк Харитоненко на Софийской набережной. В 1923 году художник поедет в Ригу по делам, и в общем, решит обратно не возвращаться. Он умрет в Риге в 1938 году в возрасте 68 лет. Весьма благополучная по тем временам судьба у человека, писавшего светлые картины.