Фрагмент статьи "History of Jewelry in Fashion", автор Anna Beatriz Chadour-Sampson
Перевод на коленке сделан shakko.
(Начало тут)
Французские моды
Во второй половине XVII века, после прихода Испании в упадок, важнейшим экономическим и культурным центром становится Франция. В стране Людовика XIV процветают все индустрии роскоши. На экспорт идут и лионские шелка, и покрои платьев — а с ними и стилистика драгоценностей. Вдобавок -- это период, когда влияние женщин в обществе возрастает.
Тяжелая парча женских платьев сменяется легкими шелками различных пастельных оттенков. Изящество и светоносность этих тканей потребовала резкого изменения цветовой гаммы украшений. Не зря портреты того периода демонстрируют страстное увлечение жемчугом, который нанизывают в ожерелья, вешают каплями в уши, рассыпают в брошах на груди, рукавах, в волосах. Жемчуг был очень дорог, и хотя его часто носили нарочито напоказ, вероятней всего, большая часть его была поддельной. Известно, что фальшивый жемчуг умеют делать примерно с 1400 года.
В фаворе были бриллианты.
Ф. Нокре (атт.). Мария Терезия, королева Франции
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e4/Nocret%2C_attributed_to_-_Marie_Therese%2C_Queen_of_France%2C_oval.png/562px-Nocret%2C_attributed_to_-_Marie_Therese%2C_Queen_of_France%2C_oval.png)
Украшения во французском стиле, отделанные эмалями, имели приглушенную цветовую гамму, подходящую к платьям. Опалово-белая эмаль обрамлялась черным, а бледно-розовая или бирюзовая эмаль использовалась в качестве ярких элементов. Источником вдохновения для натуралистичных цветочных орнаментов украшений c эмалями стала ботаника, новомодная наука.
Французские украшения 17 века
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/2017067/2017067_600.jpg)
Табакерка, 1745-6, Эрмитаж
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/2016749/2016749_600.jpg)
Драгоценности становятся все менее фигуративными и сюжетными, все больше превращаясь в простые орнаменты, банты, группы драгоценных камней.
При этом Тридцатилетняя война, разорившая Европу между 1618 и 1648 годами, а вдобавок и чума, привели к возникновению нового типа украшений — memento mori. Владельцу украшения оно напоминало его смертности, быстротечности. Черепа и скелеты появились во всех типах украшений (сохранившись в траурных украшениях XVIII-XIX веков с погребальными орнаментами и плакальщицами в качестве мотива).
Memento Mori and Mourning Jewelry
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/2016888/2016888_600.jpg)
К XVIII веку дизайны украшений становятся более игривыми. Их гран-стиль Людовика XV влиял на всю Европу, включая Россию. Композиция становится все более натуралистичной — следовательно, асимметричной. В драгоценные украшения превращают букеты и цветочные корзины, перья, ленты, бантики.
Эгрет-фонтан. Алмазный фонд
Часы на шатлене, Эрмитаж
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/2016119/2016119_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/2016493/2016493_600.jpg)
Украшения XVIII столетия возвращаются от монохромии к многоцветию. Под камни помещают цветную фольгу, что усиливает их яркость. Индийские алмазные копи исчерпаны, но португальцы находят новое месторождение в Бразилии, и мода на алмазы выживает. В 1720 году изобретена огранка розой, которая позволяет бриллиантам блистать намного сильнее.
В моду входят агаты, моховой агат и марказит.
Агатовые часы, Англия, 1770
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d1/James_Cox_-_Miniature_Cabinet_with_Watch_-_2009.77_-_Cleveland_Museum_of_Art.jpg/790px-James_Cox_-_Miniature_Cabinet_with_Watch_-_2009.77_-_Cleveland_Museum_of_Art.jpg)
Жемчужные нити с украшенными застежками-фермуарами носят как ошейники-чокеры. Большие стомаки ("devant de corsage", треугольные броши на живот) прикреплялись к узким лифам, а волосы украшали эгретами. Пряжки для обуви тоже осыпали драгоценностями.
Гигантский стомак на портрете англ. королевы Шарлотты (1761)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/7c/Charlotte_of_Mecklenburg-Strelitz_%28museum_of_Rylsk%29_detail_02.jpg/640px-Charlotte_of_Mecklenburg-Strelitz_%28museum_of_Rylsk%29_detail_02.jpg)
С началом Промышленной революции в конце XVIII века ювелирное ремесло открывает для себя новые материалы, в том числе граненую сталь (cut steel). Этот твердый материал благодаря своим граням мог сверкать как бриллиант.
Cut steel
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ed/Thinktank_Birmingham_-_object_2000L00022.00003%281%29.jpg/640px-Thinktank_Birmingham_-_object_2000L00022.00003%281%29.jpg)
Промышленник Джозия Веджвуд (1730-1795), основатель веджвудской фарфоровой мануфактуры, придумал делать керамические камеи для вставки в украшения.
Специальная формула для изготовления стеклянной пасты — "страз", была названа в честь Георга Фридриха Штрасса (1701-1773). После того, как Мария Антуанетта при дворе надела стразы, социально приемлемо стало носить украшения из стекла (paste jewelry), которые так великолепно блестят при свете свечей.
Paste jewelry (подробно тут)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/2015633/2015633_600.jpg)
Французская революция 1789 года имела драматические последствия не только для французов, но и для всей Европы в целом. За пределами страны рынок оказался переполнен драгоценными камнями и украшениями, продаваемыми эмигрантами. Цены резко упали. Во Франции же любой обладатель украшений "от аристократишек" мог попасть на гильотину, разрешались предметы только из недрагоценных металлов, которые украшались политическими и патриотическими надписями и символами.
Роскошь воскресла во Франции, когда Наполеон провозгласил ее империей в 1804 году. Его жена Жозефина была законодательницей мод (тренд-сеттером) и предпочитала одеваться "а-ля грек", что отражалось и в драгоценностях. Камеи, меандр, лавровые венки и филигрань — стали напоминаниями об античности.
Kamédiademet шведской королевской семьи, чья история идет от Жозефины
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/2015990/2015990_600.png)
При этом Наполеоновские войны привели к возникновению совершенно иного, инновационного типа драгоценностей — "берлинское железо" (Berlin iron). Немецкие патриотки отдали свои золотые драгоценности, чтобы финансировать войну — и взамен получили украшения из железа. Мода распространилась из Германии в Австрию и Францию. Стиль этих вещей бывал и античным, и готическим: типичная эклектика XIX века.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0b/Cast_iron_necklace.jpg/865px-Cast_iron_necklace.jpg)
***
Продолжение следует.