Люди охотно беседовали -- в неформальной обстановке (в кафе, ресторанах, пивных, рюмочных, собственных квартирах и даже в подсобных помещениях на рабочем месте).
Я ничего на диктофон не записывала: во-первых, потому что люди соглашались именно на анонимные интервью, а я журналист порядочный. Кроме того, я боялась, что если буду делать итоговый текст с аудиорасшифровки, то какие-то фирменные фразы и выражения проникнут в книгу и позволят опознать моих собеседников. Поэтому я честно клала блокнот на стол и записывала конкретные тезисы и события. Потом дома на основе этих ключевых слов я разворачивала их обратно и оформляла байки как прямую речь, но так, чтобы было похоже не на того собеседника, с которым я говорила в реальности, а конкретно на речь того из 6 персонажей с функцией "анонимный источник", которых я вывела в книге (на самом деле число собеседников было совсем иное).
Как вы могли уже догадаться из перечня мест, в которых происходили эти задушевные беседы, бухла было достаточно. Скажу честно, даже многовато. С другой стороны, это явно такой же инструмент журналиста, как блокнот, ручка, диктофон и харизма.
Бухла явно было многовато, потому что книга уже давно вышла. А я вот только что наткнулась на совершенно забытый мною блокнот, записи в котором явно относятся к этому периоду сбора информации. Но я начисто не помню, ни кто мне это рассказывал, ни где, ни когда!
А жаль. Это явно была какая-то феерическая история, которая очень бы украсила мой труд.
Загадочные, но весьма красноречивые записи в блокноте выглядят так:
- антикварный салон
- дядя Женя
- носки в сандалиях. Черные.
- Версаче. Лузгал семечки
- восемнадцать котлет зеленых
- молодого не обманываем, а учим
- трясла в Грабарях и бегала с воплями
- мерились фуфлом
- отсидел. Орден "За заслуги перед Отечеством".
Мораль из всего этого такая: расшифровывать вчерашнее интервью следует на следующий день, в каком бы состоянии ты ни находился.
UPD:
Кстати, дедуктивный метод подсказывает, что это либо был какой-то случайный собеседник, либо вообще мною подслушано. Потому что эта история в блокноте только 1 (ну, максимум 2), а обычно я после подобных бесед выходила с кучей баек, необходимо было только отбирать.
________
Кто пропустил эту книгу "Воры, вандалы и идиоты: Криминальная история русского искусства", то вот она:
Электронные и аудиоверсии уже есть, заграницу эти магазины доставляют.