![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/2037745/2037745_600.jpg)
Франция задает моду
Мы остановились на том, как в 16 веке Испания открывает изумрудные месторождения в колониях, и начинает снабжать камнями весь мир, включая индийских шахов (1-я часть, 2-я часть). Но деньги не пошли впрок, как вы помните -- Испания приходит в упадок, и Франция, могущественный сосед, после вымирания династии распространяет контроль на эту страну и сажает на престол своего принца.
Французская мода распространяется и на украшения с изумрудами.
Испанцы продолжают делать их, не жалея сырья, но узорчики теперь совсем другие. В 17-18 веках полностью исчезает разноцветье ренессансных украшений. Они становятся однотонными, максимум 2-3 цвета, гармоничными. Связывают это, в частности, с тем, что женщины начинают носить совсем другие ткани -- вместо златотканных бархатов -- муслин с цветочками. (Нашла об этих глобальных тенденциях хорошую статью, потом переведу, выложу). Золотые рельефы, какими были подвески Гольбейна, на них совсем не смотрятся. Очень много старых украшений разбирают, камни-кабошоны гранят.
Испанские изумрудные вещи выглядят теперь так.
1680-1700, Британский музей
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/2033366/2033366_600.jpg)
Украшение для корсажа, 1700-1715, Британский музей
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/2033618/2033618_600.jpg)
1) Украшение для корсажа, 1750, Испания, Британский музей
2) Украшение для корсажа, 18 век, Португалия, Нац. музей, Лиссабон. Тут еще явно и другие камни.
![Spain 1750.jpg Spain 1750.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/2033873/2033873_300.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e2/18th_century_portuguese_%22devant_de_corsage%22_or_stomacher%2C_National_Museum_of_Ancient_Art.jpg/1024px-18th_century_portuguese_%22devant_de_corsage%22_or_stomacher%2C_National_Museum_of_Ancient_Art.jpg)
Если вы думаете, что испанские королевы из новой династии доставят нам удовольствие и наденут для своих портретов изумруды -- то зря надеетесь...
Спасибо хотя бы португальской королеве, Марие Анне Австрийской.
Худ. Жан Ранк (около 1729)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2a/D.Maria_Ana_de_%C3%81ustria_Jean_Ranc_01.jpg/735px-D.Maria_Ana_de_%C3%81ustria_Jean_Ranc_01.jpg)
А вот маркиза де Помбай кисти неизв. худ. Мы теперь знаем, что вот это черное -- именно изумруды. (Почему не сапфиры? А с ними ситуация еще хуже относительно популярности, даже не буду начинать).
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f1/LeonorErnestinaDaun.png)
Наконец, чудесный колониальный примитив, видимо, Венесуэла.
Неизв. худ. "Маркиза Ибарро" (1775)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/ce/Brigida_Ibarra_1775_000.jpg/842px-Brigida_Ibarra_1775_000.jpg)
В 18 веке начинают гранить и активно употреблять другие зеленые камни, не такие интенсивные, и поэтому лучше подходящие к воздушной цветовой гамме эпохи и ее нарядам.
Хризолитовый гарнитур, сер. 18 века (Алмазный фонд, каталог 1980 года)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/2033949/2033949_600.jpg)
Вообще главный камень 18 века -- бриллиант. Его как раз научились очень круто гранить (кардинал Мазарини лично вычерчивал фацеты). А потом в Бразилии открывают крупные месторождения, и с 1725 года в Европу хлынули потоки алмазов.
Бриллианты тонируют, подкладывая вниз цветную фольгу. Иногда дополняют, правда, и природно яркими камнями, но основным мотивом они становятся редко.
"Большой букет", ок. 1760, Алмазный фонд. Все -- тонированные бриллианты, но стебель все-таки изумруды.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/2034289/2034289_600.jpg)
Яркие сочетания, впрочем, тоже делают. Еще как раз тогда изобрели стразы, не забываем об имитациях.
Заколка с изумрудами, 18 век, Британский музей
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/2034789/2034789_600.jpg)
Русский 18 век
У нас сохраняется любовь к изумрудам как к элементу "восточной" роскоши. Благо и запасов из царских сокровищниц осталось, что Петр не успел растратить.
Вот упряжь для лошадей, с изумрудами. Сбруя сделана для Анны Иоанновны около 1730 года. Хранится в Эрмитаже. Отдельно там написано, что камни колумбийские.
![WOA_IMAGE_1.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/2034556/2034556_original.jpg)
Такое роскошное убранство коня -- нормально для той эпохи. У одного из скандинавских царствующих домов, забыла которого, до сих пор в обиходе у королевы ожерелье, переделанное из упряжи прапрапрадедушки, наполеоновского генерала. Который просто очень любил свою лошадку...
Говорят, очень любила изумруды Екатерина Великая. Нормальных цитат про это, правда, я не нашла.
Но судя по сохранившемуся гардеробу и безделушкам она действительно предпочитала сине-зеленую гамму. (Даже мужа свергала в зеленом мундире!)
Большой изумруд, официально ейный, хранится в Алмазном фонде.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/2035139/2035139_600.jpg)
А вот такой, тоже приписываемый ей, продавался на Кристис. Но, как вы понимаете, всему, что озвучивают аукционы, верить нельзя, ибо это для продажи. Вот когда появляются вещи, купленные у великих князей в эмиграции -- это да, вероятность большая, хотя не факт, что изумруды не купил какой-нибудь Александр II, а про прабабушку -- это семейная легенда.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/2035444/2035444_600.jpg)
Портретов наших императриц 18 века с нормальными изумрудами я не нашла, увы.
Вот что за камни здесь в волосах Марии Федоровны? Рубины -- а между ними что, изумруды или сапфиры?
худ. Вуаль, 1790, ГРМ
Ампир и Наполеон
В конце 18 века мода опять меняется. И на драгоценности тоже. Все бредят античностью и носят платья как тоги. В ювелирном деле начинают ориентироваться на сохранившиеся древнегреческие образцы, тем более, что Помпеи так кстати откопали.
И вот наконец появляется то, к чему мы с вами привыкли: нормальные гарнитуры из однородных камней!
Изумрудный гарнитур императрицы Марии Луизы (второй жены Наполеона)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/2036094/2036094_600.jpg)
Гарнитур, предположительно входивший в приданое Стефани Богарне, приемной дочери Наполеона. Франция, ок. 1806 год (V&A)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/2035967/2035967_600.jpg)
Ожерелье, начало 19 века (из владения семьи герцога Омальского, Christie's)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/2035630/2035630_600.jpg)
Диадемы были им под стать.
Тиара предположительно принадлежала Жозефине. Bapst, 1804. Во владении Норвежского королевского дома.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/2036350/2036350_600.jpg)
Тиара второй жены. Francois Regnault (1810), с нее сняли камни в 1953 году и вместо них поставили бирюзу, этот вариант теперь в Смитсониевском музее.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/2036799/2036799_600.jpg)
Диадема герцогини Ангулемской, Bapst (1820). Хранится в Лувре
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/2036612/2036612_600.jpg)
Я лично думаю, что такое обилие изумрудных украшений в кругу Наполеона и позже во Франции было вызвано банальным экономическим фактором: они взяли Мадрид. Наполеонов брат стал королем Испании. Быть может, этих изумрудов испанских из казны просто отгрузили в Париж вагонами, и вот ювелиры-то и разгулялись?
Портретов наполеоновских барышень в изумрудах полно.
Жозефина, худ. Франсуа Жерар, ок. 1807
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1a/Jos%C3%A9phine_de_Beauharnais_by_Fran%C3%A7ois_G%C3%A9rard_2.png/621px-Jos%C3%A9phine_de_Beauharnais_by_Fran%C3%A7ois_G%C3%A9rard_2.png)
Гортензия де Богарне, худ. Жан-Батист Реньо, ок. 1810
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4b/Regnault_-_Hortense_de_Beauharnais%2C_Malmaison.jpg)
Стефания, Полина... (тут плохо видно и камни "черные")
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/60/Gro%C3%9Fherzogin_Stephanie_von_Baden.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/bb/Pauline_Bonaparte_princesse_Borghese.jpg)
В общем, примерно с 1800-1810-х годов изумрудные украшения приобретают тот вид, который нам кажется сегодня нормой. В том числе и на картинах.
Валентин Кардера. Мария Тереза Орсини, княгиня Дориа. 1820-1830-е
А вот смотрите, забавное: после изгнания Наполеона в Испанию возвращается прежняя династия. И король дарит королеве на память изумрудный гарнитур.
Новый, но как вы теперь видите, в старомодном духе, потому что современный дизайн слишком отдает поганой наполеоновской Францией. (Фото: аукцион)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/2037745/2037745_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/2037815/2037815_600.jpg)
Викторианство и историзм
Любит изумруды королева Виктория (потому что муж подарил ей такую диадему, см. фото). Она сама дарит изумруды родственникам.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/2037219/2037219_600.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/14/Victoria_by_George_Koberwein.jpg/764px-Victoria_by_George_Koberwein.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c8/Victoria_by_George_Koberwein_RCIN_407371.jpg/619px-Victoria_by_George_Koberwein_RCIN_407371.jpg)
Любят их при русском дворе, и дают в приданое великим княжнам, таким образом опосредованно снабдив изумрудными гарнитурами пол-Европы.
А. Ф. на портрете Маковского
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c7/Pushkin_Catherine_Palace_portrait_tsarina_Alexandra.jpg/768px-Pushkin_Catherine_Palace_portrait_tsarina_Alexandra.jpg)
Когда начинается историзм, ювелиры начинают баловаться копиями многоцветных ренессансных и средневековых вещей. Если не знать, то можно и перепутать.
Брошь. Венгрия, 19 век, Эрмитаж
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/2037301/2037301_600.jpg)
Такие украшения, как на портрете ниже, для живописи 19 века нетипичны, это дань историзму.
Г. фон Ангели. "Виктория, принцесса Великобритании", 1876 (дочь королевы, жена германского императора)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b8/Heinrich_von_Angeli_-_Victoria%2C_Princess_Royal%2C_1876.jpg)
Ар-деко
Золотой час изумрудов наступает в 1920-е, когда он становится любимым камнем Cartier и нового стиля, которому он очень подходит по настроению, холодному и манящему одновременно.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/2038883/2038883_600.jpg)
Вдобавок, в Париж съезжаются махараджи, ведрами привозя свои старомодные украшения и прося переогранить. Они увозят новомодные гарнитуры, а фирма оставляет себе старинные камни. Делает им новые оправы и продает.
Таких резных индийских изумрудов 16-17 веков в оправе 20 века на аукционах попадается достаточно.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/2038127/2038127_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/2038295/2038295_300.jpg)
(Также определенное количество хороших изумрудов приходит в ювелирные фирмы от русских эмигрантов, а потом и других разорившихся аристократов).
Этот ренессанс изумрудных украшений удается зацепить последней приличной волне портретного жанра.
Филип де Ласло. Портрет Виктории Еухении, королевы Испании. Ок. 1920
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3c/Victoria_Eugenie_of_Battenberg03.jpg)
Paja Jovanović. Портрет королевы Марии Югославской, 1925
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/2039237/2039237_600.jpg)
Примерно перед Второй Мировой войной реалистическая живопись того рода, где можно запечатлевать изумруды, окончательно заканчивается. А вот изумрудные гарнитуры продолжают делать до сих пор.
Van Cleef and Arpels - Zip necklace
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/2040670/2040670_600.png)
Правда, лучше того, что уже было придумано, никто не сделал...
КОНЕЦ
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
Best
dombusin
July 3 2020, 09:47:33 UTC 4 years ago
Из двадцатого века еще есть портреты американской миллионерши Марджори Пост, у нее было изумрудное колье и изумрудная брошь, от Картье.
В брошь как раз вставлены резные индийские изумруды 17-го века.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →