Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Сумерки: ночной кошмар социального работника


ЭТО НЕ МОЙ ТЕКСТ

https://rawinrussian.livejournal.com/409429.html


В преддверии премьеры нового фильма Сумерки, а также в связи с необходимостью слушать аудиокниги в процессе длительного вязания моего одеяла, я взялась послушать книгу Стефани Майер. Хотя уже после первой главы я была готова согласиться со всеми, кто убеждал меня, что книги говно и написаны ужасно, я дослушала первую книжку до конца. Могу полностью согласиться с характеристикой, которую когда-то дала юзер stanisla : "ничего более глупого, надуманного, истеричного, и растянутого не встречала раньше". Но я думаю если бы я читала женские романы в мягком переплете, то Сумерки бы меня особо не шокировали плохим качеством, поэтому оставив качество "литературы" в стороне, хотелось бы высказаться о содержании. Речь пойдет о книге, а не о фильме - фильм на много лучше и многое сглаживает.

Отношения, описанные в книге, отражают классический случай пагубных и опасных отношений, в которых может оказаться любая девочка или женщина, и в которых примерно одна из трех, если верить статистике, хоть раз в жизни побывала.

Итак, мы имеем 17 летнюю девушку, школьницу. Родители её развелись почти что сразу после её рождения, всю жизнь она росла фактически без отца. До её переезда к нему в 17 лет они виделись только в летние каникулы. С отцом у неё явно почти нет отношений. Они практически не разговаривают, не проводят вместе время, и не знают что друг-другу сказать. Отец, будучи полицейским, работает даже в выходные, а когда не работает - ездит на рыбалку с друзьями. Его почти никогда нет дома. Как описывает своего отца Белла, "Одно из лучших качеств Чарли - ненавязчивость."

По словам самой Беллы, мать, которая растила её, хорошая, но патологически неорганизованная, можно сказать инфантильная. Не за долго до начала книги она нашла себе нового мужа, спортсмена без постоянного контракта на много моложе её, но даже он является улучшением её практической ситуации: "Неужели я бросаю свою милую, любящую, недалекую маму? Конечно, теперь у нее есть Фил, который позаботится, чтобы счета были оплачены вовремя, холодильник не пустовал, и в машине хватало бензина, но все же…"

Сама Белла страшно закомплексованная. При том, что она явно симпатичная т.к. пользуется успехом у молодых людей, сама она себя красивой или привлекательной не считает. Одевается просто, особо не красится и прически не делает. Внимания сверстников она пытается избегать, отсылая ухажеров к подругам и испытывая чувство стыда, когда к ней проявляют внимание. У неё никогда не было молодого человека, сексуальность её пока что не развита. Так, например, красивую шелковую пижаму, которую ей подарили, она оставила где-то в ящике, а спит в трикотажных штанах и футболке с дырками. В школе ей кажется, что все на неё смотрят, ей постоянно стыдно и неуютно. Также у неё явно развит комплекс неуклюжести, который, если послушать её самонакручивания, скорее всего психосоматика, а не реальная проблема с мозгом или мышцами. Она всё время себе говорит, что упадет или споткнется, и постоянно спотыкается, падает, и иногда даже в обморок. Она считает себя заурядной, трусливой, и скучной.

Именно таких, закомплексованных, неопытных, недополучивших внимания девушек и ищут себе в жертвы агрессивные мужчины, желающие контролировать женщину. Таким мужчиной и является Эдвард.

По факту, Эдвард - это взрослый мужчина, который выглядит на много моложе своего возраста и пользуется этим, чтобы ходить в школу, притворяться старшеклассником, и снимать там школьниц. Никто толком про него ничего не знает, он "недавно переехал" в маленький город, где почти все дети выросли вместе. Рекомендует его только то, что он очень красивый, хорошо одевается и водит дорогую машину. А как оказывается позже, у него в комнате - очень много компактных дисков! Чем же еще измерялось богатство подростка в начале 2000's...

Начинает отношения с Беллой он сразу на своих условиях - сначала грубо отшивает её, а потом резко спасает ей жизнь и заваливает вниманием и комплиментами, о том какая она особенная, необыкновенная, и лучше всех других девушек на свете за последние 100 лет. Грубости она прощает, а вниманием упивается - как же, ведь она считает себя недостойной.

Почти сразу отношениям задается слишком серьёзный тон. Белла - его судьба. Теперь он с ней на веки веков. У них - не просто школьный роман. У них всё серьёзно. Это типичное поведение агрессоров - такие мужчины признаются в любви на первом или втором свидании, говорят, что никогда не испытывали ничего подобного. Конечно, неопытные женщины это поедают - чересчур быстрые признания их не настораживают.

Эдвард ведет себя с Беллой как хозяин, часто игнорируя её пожелания и указывая ей, что делать. Иногда он даже берет её на руки и несет туда, куда считает нужным. Это характерная черта контролёров - она ему говорит, что не голодная, а он ей - что ей надо поесть. В конце книги он везет её на бал, на который она не хотела идти, одетую в одежду и обувь, в которой ей неудобно.

Эдвард следует за Беллой везде, следит за ней, даже ночью забирается в её комнату посмотреть как она спит. Однако Белле всё это льстит! И это тоже типично - по неопытности многие люди воспринимают нездоровое контролёрское поведение как особо сильную любовь и внимание.

При этом Эдвард не спешит развеить Беллины комплексы по поводу её беспомощности. Он постоянно говорит ей, что за ней нужен присмотр, что она везде найдет проблемы и покалечится. Всё это подается как "забота". Основное выражение по отношению к Белле - усмешка. Он усмехается над ней, когда она обижена, когда смущена, когда злится.

У Эдварда очень явные проблемы с агрессией - он постоянно сжимает кулаки, рычит, стискивает зубы, грозится убить тех или иных "плохих" людей. Также он довольно часто говорит, что может убить саму Беллу - ведь он опасный! Постоянно шутит - или не шутит - о том, что пойдя с ним на свидание, она рискует не вернуться домой. На почве этого, он также постоянно говорит, что им не надо быть вместе, что он плохой парень, и вообще будь он правильным - ему стоило бы уехать от неё подальше навсегда. Таким образом он постоянно держит Беллу в страхе - любимый или причинит физическую боль или убьет, или, еще хуже - уйдет навсегда!

Кстати о страхе - еще одна характерная черта агрессоров - слишком быстрая езда на машине. Эдвард всегда едет слишком быстро, что очень пугает Беллу, однако он не особо внимает её просьбам снизить скорость.

Конечно, всё это Белла воспринимает как несказанное счастье и незаслуженную удачу. Она считает Эдварда богом или по крайней мере ангелом. Его "ангельская" красота упоминается почти что в каждом предложении. Она постоянно извиняется перед ним, хотя извиняться как правило не за что. Извиняется что "провоцирует" - классика подобных отношений. Мало того, она его жалеет: "Я была наполнена сочуствием к его страданиям. Даже теперь, когда он признавался в своем желании убить меня." Извращенненько, Стефани Майер! А ведь это детская литература...

К чему в итоге приводят такие отношения, если во время не выбраться? Для Беллы - ранний брак, беременность, и уход в изолированную секту. Для большинства других такие отношения приводят к годам боли и разрушенной уверенности в себе.

Эту книжку можно давать почитать школьницам и объяснять, что если встретишь такого как Эдвард - сразу беги в другую сторону, не смотря на красоту и дорогую машину.


ЭТО НЕ МОЙ ТЕКСТ
Tags: дюже сомнительное литературоведение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments