![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/2041135/2041135_800.jpg)
Картина, написанная ок. 1666-9 гг., хранится в петербургском Эрмитаже (фото)
Напомню вкратце историю про блудного сына. Это притча, которую рассказывает Христос, иллюстрируя тезис, что Господь Бог простит всех грешников, если они придут к нему с раскаянием. Притча такая: у одного богатого человека было два сына, старший — ответственный, а младший, как это часто бывает — раздолбай. Наш герой, прямо как в сказках, именно младший.
Он пришел к отцу и сказал: — Слушай, мне не охота дожидаться, папа, пока ты помрешь. А жить красиво хочется. Давай ты мне мою половину наследства сразу выдашь, авансом?
В семье были какие-то странные, непонятные нам отношения: отец действительно выделил младшему кучу денег. И тот уехал заграницу и ушел в дикий загул.
"Блудный сын в таверне", 1525-50 гг. Худ. Huybrecht Beuckelaer
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/39/Huybrecht_Beuckeleer_-_De_Verloren_Zoon.jpg)
За энное количество времени младший сын всю свою половину наследства прогулял, пропил и проблудил. Именно поэтому его стали называть "блудным", а также потому, что он — заблудшая душа, потерянный. Денег не осталось ни копейки, человек стал голодать, бомжевать. Чтобы выжить, он нанялся работать свинопасом.
Он сидел, голодный, смотрел на пасущихся свиней. И тут-то его и накрыло: он понял, что даже эти хрюшки питаются лучше, чем он сам.
Блудный сын. 1888. Худ. John Macallan Swan
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/29/John_Macallan_Swan_-_The_Prodigal_Son%2C_1888.jpg/1024px-John_Macallan_Swan_-_The_Prodigal_Son%2C_1888.jpg)
А еще он понял, до какой степени унижения опустился. И вспомнил, в каком достатке и комфорте жил в отеческом доме. Поэтому решил проглотить свое достоинство (ежели у него какое еще осталось) и вернуться домой, просить прощения.
Именно это возвращение Блудного сына домой и изображено на картине Рембрандта. Молодой человек в обносках, роняющий тапки, стоит к нам спиной, на коленях. Его обнимает бородатый старик-отец.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/61/Rembrandt_-_The_Return_of_the_Prodigal_Son_-_WGA19133.jpg)
Тапки! Роняя! Буквально!
По тексту притчи, отец, увидев своего младшего мальчика, начал обнимать его и целовать. Приказал помыть его и принести новую одежду, а также заколоть откормленного тельца ради празднества. Еще раз подчеркну, что сын-таки извинился за свое идиотское поведение (это важно для христианской морали притчи).
На этой детали видно, что у Блудного сына еще и голова обрита, то есть он окончательно обеднел и завшивел.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a1/Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_-_The_Return_of_the_Prodigal_Son_-_Detail_Father_Son.jpg/592px-Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_-_The_Return_of_the_Prodigal_Son_-_Detail_Father_Son.jpg)
А дальше в тексте рассказывается о реакции положительного старшего брата, который все это время оставался дома и пекся о семейном бизнесе. Он пришел домой, увидел приготовления к пиру горой. И когда понял, в чем дело, то сильно напрягся.
Эмоционально нечуткий отец спросил его "в чем проблема?" (вы, кстати, заметили, что младших детей действительно обычно любят сильнее?). Старшой ответил:
— Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
Вероятней всего, третий главный персонаж на картине Рембрандта — стоящий мужчина в красном в правой части полотна — это как раз и есть старший сын. Логично это предположить. (Однако уверенности у учёных в этом нет, уж больно сложная картина).
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4e/Rembrandt_-_The_Return_of_the_Prodigal_Son_01.jpg)
Но вернемся к разговору отца и старшего сына. Отец на раздражение собеседника весьма по-христиански ответил:
— Сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
На этом рассказ Евангелия обрывается, что было дальше с этой семьей — неизвестно. Для Нового Завета лишь важно, что отец тут иллюстрирует Бога, а Блудный сын — христианина-грешника, которого всегда примут обратно в лоно Церкви, если он как следует покается.
Но, если попытаться взглянуть на историю с точки зрения реального мира, следуя логике развития отношений, то будет так. Младший сын, наверняка, придя в себя и нарастив подкожный жирок, снова раскрутит отца на бабло и опять уйдет в загул. А старший будет скрежетать зубами и с трудом пытаться сберечь семейное достояние. И так и будет продолжаться, хождения туда-обратно, пока щедрый папенька не помрет. После чего младший будет пытаться играть на чувстве вины старшего, но получит шиш с маслом. Сорри, отвлеклась, давайте обратно к картине. На ней еще огромное количество персонажей, и зачем они там — неясно.
Вот, например, загадочный молодой человек, который сидит рядом со стоящим предположительным старшим братом, и смотрит на сцену объятий.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/27/Rembrandt_-_The_Return_of_the_Prodigal_Son_02.jpg)
Есть версия, что старший брат — это как раз и есть на самом деле он, поэтому у него такое выражение лица. А стоящий мужчина — бродячий Агасфер (потому что он якобы в дорожном плаще и с посохом), и он смотрит на Блудного сына, как на коллегу по бродяжничеству.
Еще во мраке потемневшего лака на живописном слое картины теряется женская фигура. Она стоит позади отца, выглядывая из-за колонны. Быть может, это мать (упоминаний о которой в сугубо патриархальном тексте притчи вообще нет, как будто ее вся эта история не касалась).
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f4/Rembrandt_-_The_Return_of_the_Prodigal_Son_03.jpg)
Колонна, за которой она прячется, украшена резной капителью, на которой изображен музыкант — флейтист. Есть версия, что это символ того, какое веселье вот сейчас начнется в доме, когда принесут зарезанного тельца примирения.
Разглядеть его трудновато: вглядитесь, это силуэт фигуры, закинувшей ногу на ногу. Он дудит в дуду.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f6/Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_-_The_Return_of_the_Prodigal_Son_-_Detail_Flutist.jpg)
На картине есть еще одна женская фигура, вообще уже непонятно кто. Впрочем, может, первая женщина — жена старшего брата, тогда матерью оказывается как раз вторая.
Она написана в левом верхнем углу картины, позади отца с сыном. На шее у нее черная бархотка и какая-то розовая подвеска, видимо, изображение сердца.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f5/Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_-_The_Return_of_the_Prodigal_Son_-_Shadow.jpg/578px-Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_-_The_Return_of_the_Prodigal_Son_-_Shadow.jpg)
Из-за этого сердечка есть версия, что данная женская фигура — аллегорическое изображение добродетели Любви. Тем более, что у картины Рембрандта есть прототип — более ранняя гравюра малоизвестного художника, где Блудный сын с отцом изображены в окружении персонифицированных Веры, Надежды, Любви, Покаяния и Правды (все были аккуратно надписаны). Рембрандт в своем полотне маслом основывался на композиции той гравюры (он часто так делал, кстати), однако сильно все поменял. Может, тогда и другие неизвестные люди на картине — тоже персонификации чего-нибудь?
В общем, ничего с этой картиной окончательно не ясно. Но главное вы поняли — если долго вглядываться в произведение искусства (любое; хорошее), то оно начнет вглядываться в тебя (зачеркнуто), то в нем столько всего найдется! Главное — не пожалеть время на разглядывание.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →