Это рисунок итальянского иезуита Джузеппе Кастильоне, который в 18 веке поселился в Китае и стал придворным художником императора.
Уточню: на самом деле каждый грамотный искусствовед это дело умеет. Вернее, для начала искусствовед обычно сразу видит, к какой "национальной школе" принадлежит художник. (Потому что бывает так, что человек родился во Фландрии, но юным уехал в Италию и учился, скажем, у Тициана. Тогда, как бы ни звучала его фамилия, он все равно "мастер венецианской школы"). Это элементарная институтская база. Более специализированный искусствовед, занимающийся чем-то конкретно (в нашем примере надо, чтоб Венецией или Фландрией), при взгляде на такую картину еще почувствует, что у ее автора все-таки остался родной "акцент" и, вероятно, назовет, из какой страны этот экспат приехал, и какими "интонациями" это в его живописи выражается.
Но наша с вами сегодняшняя угадайка будет посвящена совсем другому. Два предыдущих раза (1 и 2) вы разглядывали отзеркаленные картины и выбирали верный разворот, руководствуясь своим ощущением равновесия. Я там объясняла, что это связано с тем, как у человека доминируют полушария. Народ начал писать резонные вопросы -- а насколько предпочитаемые диагонали в живописи связаны с привычкой чтения текстов слева направо? И какова ситуация с этим делом у народов Востока, которые читают в других направлениях, скажем, у японцев?
Поэтому сегодняшняя игра будет про то, легко ли отличить японского или китайского художника от представителя цивилизации, привыкшего читать латиницу или кириллицу. Все это будут работы художников, которые научились рисовать у себя на родине, и в возрасте около 20 лет переехали в Европу и стали рисовать в европейской манере (все это происходило в 1-й четверти 20 века). То есть -- работы взрослых людей со сложившимися привычками читать и рисовать, которые были "пересажены" совсем в другую, "зеркальную" (с точки зрения диагоналей), цивилизацию.
Отзеркаливать ничего не надо, все стоит как и было нарисовано. Ваша задача будет лишь попробовать определить, какие работы сделаны этими парижскими азиатами (с их предположительно -- по версии комментаторов -- отзеркаленным изначально мозгом), а какие "белыми" художниками ("правшами").
***
Итак, это рисовал носитель культуры чтения иероглифов -- или европеец?
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
Правильные ответы под катом,
все сразу одновременно,
так что заглядывайте сюда только под конец:
[ Spoiler (click to open)]
1) Фудзита. "Парижский пейзаж. Площадь Тертр" (1917). Музей Майоль
2) Кэндзо Окада. "Белое и золотое" (1961). Ч.к.
3) Окада Сабуросукэ. "Черный оби" (1915). Музей Ивами
4) ЕВРОПЕЕЦ Модильяни. "Кипарисы и дома" (1919). Barnes Foundation, Lower Merion, PA, US
5) Санью. "Две обнаженные на красном ковре". Исторический музей, Тайпей.
6) Фудзита. "В кафе" (1949). Центр Помпиду
7) ЕВРОПЕЕЦ Генрих Кампендонк. "Натюрморт с рыбой" (1916)
8) Кэндзо Окада. "Молодой бамбук". Ч.к.
9) Окада Сабуросукэ. "Причесывая волосы" (1918)
10) Сюй Бэйхун. "Портрет Рабиндраната Тагора" (1940)
***
- Фудзита - приехал в Европу, в Париж, в 1913 году, в возрасте 27 лет.
- Кэндзо Окада - переехал в Европу, в Париж, в 1924 году, в возрасте 22 лет
- Окада Сабуросукэ - уехал в Париж в возрасте 28 лет в 1897 году
- Санью - а этот уже китаец. Сделал аналогичное в 1921 году в возрасте 20 лет.
- Сюй Бэйхун - с 24 лет, в 1919.
Попробуйте сформулировать, что вы поняли, играя в эту игру. Как вы думаете, в чем в ней был подвох? Что я хотела сказать, объяснить, поставив именно эти иллюстрации. (Подсказка - та же мысль, что была вот в этой игре).
***
Полезная ссылка почитать про художников Японии
https://www.ndl.go.jp/france/en/part2/s2_1.html
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →