Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Как различать голых мужчин в искусстве

В прошлый раз говорили об обнаженных Венере и Вирсавии. Третий же выпуск моей новой рубрики "ню-путеводитель" будет посвящен мужчинам, потому что я не люблю гендерные перекосы и хочу доставлять удовольствие всем вариантам читателей. Ну и себе, как писателю (авторке TM).

Давайте же наметим контуры второй глобальной темы в изобразительном искусстве: как, при взгляде на картину, отличить голого Аполлона от голого Марса? Или голого полотера Академии Художеств, подрабатывающего натурщиком, от великого полководца, позирующего для необычного парадного портрета?



Тем, кто пропустил 2 предыдущих выпуска (про женщин), советую пробежаться, они лежат по тэгу.

Обнаженных мужчин в изобразительном искусстве очень много, невозможно даже сказать, кого больше -- их, или женщин. Но причины возникновения разные: обнаженных женщин писали, потому что их банально приятно рисовать и легко продавать (покупатели-мужчины любят на них смотреть). Обнаженных мужчин в искусстве много по другой причине. Конечно, геев среди художников, получавших удовольствие от выписывания мужских ню, было некоторое количество; и среди покупателей тоже -- но процент их мал, ненастолько велик, чтоб влиять на пропорцию.
Какова же причина такого массива?
Культурная детерминированность! Привычка, шаблон мышления. Как постановили древние греки, что идеальное мужское тело -- это самое лучшее, что есть в искусстве, так и повелось. Все веками смотрели им в рот, и художник не считался мастером, если не мог выписать этого самого идеального атлета.
Теперь этот академический шаблон выдохся. Вы можете сами проверить: хотите знать, какое обнаженное тело рисуют люди сейчас, спросите яндекс-картинки. Вам покажет, что рисуют любители (профессионалы не рисуют, они перформансы делают). Поляна ню захвачена изображениями женщин (что нормально). Равновесие худо-бедно вытягивает только то, что теперь стало очень много рисующих женщин (рисующих то, что отрадно их глазу).

Это было лирическое предисловие, теперь же перейдем к практикуму. Как отличать одних голых мужчин в искусстве от других? В случае с женщинами мы облегчили себе понимание тем, что научились опознавать "Венер" -- и так отпала половина. C мужчинами мы начнем с вычитания "Аполлонов". Они, правда, занимают не 50%, а 10-15%, но и то хлеб.

Джованни Ланфранко. "Совет богов": изображены 12 олимпицев, Аполлон -- это тот голый мужик, который сидит на правом облаке с задранной ногой.

Учим слэнг искусствоведов: опознание людишек на картинах производится обычно "по атрибутам" (антуражу, различным вещами, которые они с собой таскают, или деталям имиджа). Пробежимся же по атрибутам Аполлона.

№1: Лук и стрелы

  • Если у мужчины на картинке есть лук и стрелы, но он одет -- скорей всего, это Робин Гуд.

  • Если у мужчины на картинке есть лук и стрелы, но он голый -- то, скорей всего, это Аполлон.

(Исключение -- Купидон, но его рисуют мелким пацаном, и вдобавок крылатым, так что перепутать трудно).

Robert Hope. Robin Hood, 19th c.
Marcantonio Franceschini. Аполлон, убивающий Пифона, 1690-е



Откуда у Аполлона лук? По должности. Он бог солнца, солнечного света. Стрелы разят, как лучи. Также стрелы Аполлона приносят всякие чумовые поветрия (нет, за коронавирус он не в ответе, он уже на пенсии). В битвах Аполлон воюет именно стрелами, как в "Голодных играх". Специализация. У Посейдона, например, трезубец, а у Зевса -- зазубренные молнии.

№2. Лавровый венок

  • Если у мужчины на картине лавровый венок, и он одет -- скорей всего, это какой-нибудь знаменитый поэт (или монарх).

  • Если у мужчины на голове лавровый венок, а штанов нет -- скорей всего, это главный среди поэтов, бог Аполлон.

Неизв. худ. "Аллегорический портрет Данте", 1530-е
Розальба Каррьера. "Аполлон". 1640-е.



Монархи носят лавровые венки в картинах не потому что умеют сочинять ямбы или лимерики, а потому что в данном случае венок -- атрибут не поэзии, а победы. Портреты с венками заказывали себе Людовики, Наполеон, Екатерина Великая и проч. -- весьма популярный атрибут.

№3. Нимб

  • Если у длинновоголоого кудрявого блондина идеальной красоты вокруг головы есть свечение, и он одет -- скорей всего, это Иисус Христос.

  • Если у длинновоголоого кудрявого блондина идеальной красоты вокруг головы есть свечение, и он голый -- скорей всего, это Аполлон.

(И ничего противоречивого в этом нет -- общепризнанно, что иконография Иисуса Христа развивалась под влиянием античности, в особенности Аполлона, как бога света).

Юлий Клевер. "Иисус, идущий по воде". 1880-е?
Корнелис де Вос. "Аполлон и Пифон". 1640-е




Подобное свечение также может присутствовать у Гелиоса, бога солнца, чьи функции Аполлон отберет.

№4. Лира (кифара)

  • Если у человека на картине в руках устарелый музыкальный иструмент со струнами (лира), и он одет -- то, скорей всего, это опять поэт, или реальный музыкант, умеющий на этой штуке играть.

  • Если у человека на картине в руках лира, и он голый -- то, скорей всего, это Аполлон.

(Исключение: иногда Аполлон играет на лире одетым, редкое исключение из его стиля. Но его обычно можно в этом случае отличить по кудрям и древнегречеcким хиппи-шмоткам. Может он играть и не на лире, а на скрипочке -- тогда смотрите на кудри и наготу).

Adèle Romany. Fabry Garat playing lyre. 1808
Pietro Benvenuti - Apollo Winner of the Serpent Python, 1813



Осторожно -- на лире могут и играть и другие голые греки, тогда надо смотреть  на антураж -- вокруг Аполлона должны быть музы, а не непонятные люди

***

Так что, как вы видите, нагота сама по себе тоже является "атрибутом".

А теперь упражнение.
Я помещу тут несколько изображений обнаженных мужчин. Постарайтесь угадать, где Аполлоны.

1) Легкое: Веласкес



[Проверить себя]
Картина называется "Кузница Вулкана" (1630): Аполлон -- самый левый, светится.


2) Рибера



[Проверить себя и узнать еще одну подсказку]
"Аполлон и Марсий" (1637): Аполлон сверху.
Обратите внимание, что его тело всегда будто светится по сравнению с телами окружающих, которых пишут реалистично, как настоящих людей. А тело Аполлон идеально молодо и здорово, гладкое, как у девушки.


3) Герен



[Проверить себя (и выучить еще одну подсказку)]
"Аврора и Кефал" (1810).  Аполлона тут нет.
Обращайте внимание на волосы, он обычно блондин, светлорусый. Темнорусым, каштановым или брюнетом Бог Солнца Аполлон не бывает никогда. Волосы обычно длинные. Иногда на лбу валик, как на статуе Аполлона Бельведерского.


4) Буше



[Проверить себя]
"Юнона просит Эола освободить ветра" (1769).
Аполлона тут нет. Мужик бородатый -- а Аполлон таким не бывает.


5) Донато Крети



[Проверить себя]
"Меркурий и Парис" (1745).

У Аполлона крыльев ни в каком месте не бывает.


6) Батони



[Проверить себя]
"Аполлон и две музы" (1741)

7) Бойзо



[Проверить себя]"Аполлон, соблазняющий Левкофею" (1737)

Ну как, все понятно?
Каковы ваши результаты в угадайке?

______________
Tags: ню-путеводитель
Subscribe

Posts from This Journal “ню-путеводитель” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 128 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “ню-путеводитель” Tag