Однажды Сергей Собянин прошелся по красивой улице Школьная в Таганском районе и понял, что она красивая. "А давайте сделаем тут пешеходную зону!", -- воскликнул он. Чиновники взяли под козырек и принялись выполнять его распоряжение.
Школьная улица в Москве. Фото: Wikimedia Commons, NVO

С этой целью они приказали выселить с улицы все учреждения, которые не являются кафе и магазинами. Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ЦНРПМ) ими как раз не являются. Реставраторы, которые прожили в этих помещениях 30 лет, получили на планерке Минкультуры приказ выметаться. Причем не просто выметаться, а в срок до 1 марта 2020. Взамен им с барского плеча выделяют 3 здания в разных концах Москвы (одно в Люблино), причем гораздо меньшей площади.
Эксперты по архитектуре, которые знают, что такое ЦНРПМ, в шоке (цитаты из них см. ниже).
Давайте я вам тоже расскажу, почему это важно: ЦНРПМ -- это люди, которые годами реставрируют все наши великие архитектурные памятники: все церкви Кремля, все главные монастыри (Андроников, Новодевичий, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский), все региональные кремли (Ростовский, Тульский и т.п.), усадьбы Кузьминки, Коломенское, Архангельское... Собственно, какой великий исторический памятник не возьми, окажется, что он "жив" благодаря мастерским ЦНРПМ, которые основаны в 1947 году и являются старейшим архитектурно-реставрационным бюро страны. Да, кстати, в предыдущий раз их выселили в 1987 году из Андроникова монастыря, а в 1990-м -- из Новоспасского. Невезучие они.
Друзья, давайте устроим флешмоб,
и попробуем массовыми перепостами этого текста донести до нашего нового министра культуры, что она может ознаменовать начало своего срока очень хорошим и правильным решением, спася реставраторов от очередного очень сильного удара. Ведь выселяют их, с библиотекой и архивом, не чтобы здание снести и построить там небоскреб, или по какой-то другой "важной" причине. А реально из-за какой-то странной маркетинговой идеи.
Коллеги журналисты, прошу вас подхватить эту новость.
Как сотрудник издания The ArtNewspaper я поговорила с представителями музейного сообщества о ситуации.
Вот что они считают:
Елизавета Лихачева
Директор Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева
Новость о выселении ЦНРПМ и фактическом лишении их возможности нормально работать — это очень плохое известие. Мы так яростно пытаемся гордиться нашей реставрационной школой — и при этом притесняем одно из последних мест, где она сохраняется. Мы теряем эту школу на глазах. Когда Путин обещает французскому президенту послать на помощь в реставрации Нотр-Дама русских реставраторов — кого он собирается посылать? Особенно трагично, что из всех уцелевших реставрационных учреждений это опять происходит с ЦНРПМ. Только они обжились и обустроились на Школьной улице — и вот их снова выкидывают, причем по каким-то совершенно странным причинам. Мне не приходит в голову никаких слов, кроме «вредительство» и «диверсия». Потом, дело же еще не только в том, что они делают руками. Самое важное в реставрационной школе — это разработка научной методологии, а это именно то, чем занимаются ЦНРПМ. После войны мы смогли создать одну из лучших реставрационных школ архитектуры в мире. Но за 30 последних лет умудрились ее потерять. И вот теперь наносим добивающие удары.
Андрей Баталов
Заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля, профессор, доктор искусствоведения
Несколько лет назад мы праздновали 75-летие совершенно уникальной организации — ЦНРПМ. За годы она меняла название, коллектив реставраторов оставался одним и тем же — продолжатели традиций тех, кто пришел в реставрацию еще до войны. Все главные сооружения страны были отреставрированы сотрудниками этих мастерских, ими были отреставрированы все главные храмы страны, все исторические здания Кремля. И вот сейчас, когда ЦНРПМ приступают к реставрации Оружейной палаты, к такой ответственной работе, появляется новость об их выселении. Их выселяют не в первый раз за последние десятилетия — в предыдущие разы из монастырей, ну а теперь из здания на Школьной улице, которое было отреставрировано и приспособлено для их работы на их же средства. И ради чего? Ради сиюминутной задачи по созданию развлекательной среды! Тогда как они выполняют гораздо более важную задачу по сохранению нашей общей исторической среды. Идея с раскидыванием их по помещениям в разных районах Москвы очень плоха. С 1947 года ЦНРПМ создали огромный архив и библиотеку, они фактически собрали «истории болезней» всех главных зданий нашей страны. Разлучать специализированные отделы и библиотеку нельзя, в их совместной работе и был смысл создания единого кластера из зданий во время предыдущего переезда. Выселить ЦНРПМ из помещений на Школьной улице — это значит нанести сокрушительный удар в спину отечественной реставрации, которая и так дышит на ладан. Для многих наших музеев, монастырей и храмов это станет катастрофой.
Ольга Стригун
Главный архитектор Государственного исторического музея
Если говорить о Покровском соборе (филиале ГИМ), то ЦНРПМ — это наш давний спутник уже долгие годы. Они реставрировали его в 1920-х, 1950-х, 1980-х, в 2001–2011 годах, и вот сейчас тоже продолжаются реставрационные работы. Фактически для такого древнего здания, как собор Василия Блаженного, они необходимы в перманентном режиме. Но каждый раз, когда мастерские переезжают, это сказывается на ситуации с памятниками, такими как Покровский собор. Архитектурно-реставрационные работы, которые ведут для нас ЦНРПМ, останавливаются на период их обустройства и приведения дел в порядок. Причем останавливаются на достаточно заметное для состояния храма время. Помимо всего прочего, для работ постоянно необходимо обращение к архиву мастерских, в котором содержатся регулярно пополняющиеся данные о «здоровье» собора. А переезды архивам вредны. Очень не хотелось бы, чтобы подобное случилось опять.
Татьяна Сарачева
Заведующая музеем «Покровский собор»
Сотрудничество мастерских и Покровского собора началось, когда он еще не был филиалом Исторического музея, и оно длится вот уже практически 100 лет, если считать работу специалистов в 1920-х годах, которые позже стали сотрудниками ЦНРПМ. Все работы по реставрации в храме проводятся только под их руководством, причем все эти годы сохраняется преемственность: главный архитектор проекта реставрации от ЦНРПМ Т.П.Никитина — ученица Н.Н.Соболева, который занимался этим же ранее, приняв эстафету от своего учителя Д.П.Сухова. За эти годы в архиве ЦНРПМ накопился огромный пласт документов, относящихся к нашему сооружению, и до 1990-х годов он, конечно, не компьютеризован. Перемещение тысяч архивных листов — бесценных чертежей, обмеров — без потерь невозможно, особенно в такие короткие сроки, какие сейчас озвучены ЦНРПМ. Переезд наверняка отразится и на человеческом факторе. Для нашего музея это будет катастрофой. Мы уже начали ощущать последствия этой новости: для продолжения реставрационных работ в соборе ЦНРПМ должны подготовить проектную документацию по кровле и шатрам над северным крыльцом, но приняться за ее создание сотрудники мастерских объективно не могут, так как готовятся к переезду. После переезда им придется потратить много времени на обустройство и приведение в порядок дел, систематизацию документации. Мы, как и другие музеи, постоянно и очень остро нуждаемся в деятельности ЦНРПМ по реставрации и поддержании наших старинных зданий, и этот коллапс однозначно отразится на состоянии нашего архитектурного наследия.
Целиком публикация (там примерно тот же текст, что тут), лежит здесь.
***
Что нам нужнее, еще одна пешеходная улица с сувенирами, причем не особо и в центре Москвы, или чтобы реставраторы памятников русской архитектуры продолжали нормально работать и сохранять для нас наше наследие?
***
Сделаю-ка, для наглядности, галерею фотографий зданий, реставрацией которых ЦНРПМ занималась в последние 20 лет. И перманентная реставрация которых (и создание новых проектов на реставрацию) будет заморожено на неопределенный срок, пока мастерские будут приводить в порядок свои дела и архивы после переезда.
Архангельский собор Московского Кремля, Благовещенский, церковь Ризоположения, Потешный дворец, Патриаршие палаты,




Большой Кремлевский дворец, Собор Василия Блаженного


Коломенское

Петровский путевой дворец

Новодевичий монастырь

Андроников монастырь

Новгородский Софийский собор

Соловецкий монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь

Ох, что-то у меня рука устала даже фоточки постить по списку. А они это спасают...
Дальше об этих мастерских можно почитать в Википедии.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →