Античные статуи изображены на этой вазе так, как их не изображали никогда.
Французское название этой вещи "Vase Etrusque à rouleaux" («L'Entrée à Paris des oeuvres destinées au musée Napoléon»). Inv. MNC1823.
В высоту она 1,2 метра.
Медальоны на ручках изображают Перикла, Августа, Лоренцо Медичи и Франциска I. Изображения на горлышке -- "камеи" с Гомером, богами и т.п.
Ее авторы: художник по фарфору Антуан Беранже (Antoine Béranger, 1785-1867), по рисунку пером, который сделал скульптор Ашиль Валуа (Achille Joseph Etienne Valois, 1785-1862). Форму вазы в 1808 году сделал архитектор Шарль Персье (Charles Percier) в 1808 году, ориентируясь на античные подлинные вещи.
Ваза это не очень остроактуальная, прямо скажем -- темка была просроченной: речь тут идет об итальянской кампании 1796 года. Собственно говоря, едва успели обсохнуть золото на этой вазе, как пришлось вертать все взад в Италию, ибо Наполеон пал (1815).
Попробуем составить список всего, что везут в триумфальной процессии (9 thermidor an VI : «fête de la Liberté et des Arts», т.е. 27 июля 1798).
В центре, разумеется, эллинистический Аполлон Бельведерский из Ватиканских музеев. В 1797 году он был передан папой Пием VI французам в соответствии с условиями Толентинского мира. В Лувре ему отвели отдельное почетное пространство. В Италию он вернулся в 1815 году.
Статуя Амура позади него -- "Амур, натягивающий лук" с оригинала Лисиппа.
Он принадлежит Капитолийским музеям.
Двигаемся дальше. Тут какие-то картины, одна похожа на "Вознесение", другая на какую-то "Богиню Победы" или "Аврору", но лень искать, я сегодня по скульптурам работаю.
Если можете опознать портретно французов в процессии, кстати, пишите.
О! Наверно они так рафаэлево "Преображение" преобразили своими фарфоровыми красочками.
Едем дальше.
Здесь на носилках несут какую-то менее известную статую. Наверняка, это муза, возможно, что Урания.
Типа вот "Урании Людовизи" (но не она).
Что-то мне, честно говоря, не верится, что в реальности эти мраморные глыбы тащили живые люди на носилках, а не на повозках везли. Это неподъемная тяжесть же.
Здесь тащат, возможно, "Зевса Отриколи" из Ватиканских музеев (а может и не он, кажется, основание сбоку другое, больше похоже на герму).
Здесь безусловно везут "Венеру Медичи". Именно она считалась самой главной и самой красивой статуей Венеры в мире. Лувр был счастлив ее приобрести. Итальянцы были в трауре, что ее утратили, чтобы как-то утешиться, Канова изваял Венеру Италийскую. Когда ее тоже пришлось вернуть в Уфицци, французы были безутешны.
Однако очень удачно, всего пять лет спустя, в 1820-м, французы нашли Венеру Милосскую. Она оказалась в Лувре, и теперь именно она стала "главной" статуей Венеры. Вы думаете, из-за своих достоинств? Нет, просто потому, что французы всегда были отличными музейными пиарщиками, "Мона Лиза" -- тоже не самое-самое-самое из произведений Леонардо, просто висит где надо.
Книги и ковры (все то, от чего мы откажемся
Этого гражданина вы знаете, он из Ватиканских музеев тоже.
Мне нравится эта необычность представления знакомых вещей (собственно, на этом приеме узнавания+необычности половина совриска построена, увы, поднадоело, когда нарочно).
И вот последний кусочек, чтобы замкнуть круг, и мы снова возвращаемся к повозке с Аполлоном Бельведерским.
Сохранился эскиз этой росписи (простите, нашла только скриншот из фильма). Смотрите, на лошади с последнего кусочка предполагался всадник, мб. сам Наполеон?
О, вот, нашла еще одну статью. Ваза не была полностью закончена даже к 1814 году, когда стало ясно, что Наполеон окончательно пал. На севрской мануфактуре эту идеологически опасную вещь, связанную с культом личности, хотели уничтожить, но ее спас директор, напирая, на ее исключительное техническое качество, например, новаторское крепление ручек и т.п. Новый король Людовик XVIII, которому ее показали в 1815 году, проявил большую толерантность и вкус, повосхищался работой, разрешил ее не уничтожать, сказал только убрать имя Наполеона с "музея" и поменять один из профилей на ручках с Наполеона на короля Франциска.
Вот тут видео, которое позволяет представить ее в пространстве.
***
Ха, все-таки приятно, что аналогичной вазы о ввозе в Париж сокровищ Успенского собора им не довелось создать.
Впрочем, что наши сокровища по сравнению с античными? В глазах французов -- только на золотой лом...
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →