(Как-то я подзабросила перетаскивать в любимую константную жж-шечку посты, понаписанные мною в пошлый яндекс-дзен. Ну, вот еще один, перегружаю для полноты собрания сочинений).
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/1825184/1825184_800.jpg)
Картина, называемая «Мёртвые любовники» (Les amants trépassés) была создана около 1450 года. Имя автора не сохранилось, по манере сегодня ее приписывают анониму по прозвищу Ульмский мастер.
Место хранения картины: Музей изобразительных искусств, Страсбург (Франция)
Она поражает своим необычным подходом к обнажённому телу: то, что должно по идее возбуждать и радовать взор, здесь превращено в настоящий хоррор. Поскольку нарисованы тут не молодые красавцы, а пожухлые старики, причем, кажется, уже пожираемые могильными червями (несмотря на вполне живое выражение глаз).
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d2/Dead_Lovers_-_lady.jpg)
Для нас подобное изображение мужчины и женщины ассоциируется обычно с Адамом и Евой — и традиционно такие картины служат для воспевания человеческой красоты. Но не в случае наших «Мёртвых любовников», которые по контрасту с шаблоном шокируют еще сильнее...
Альбрехт Дюрер. "Адам и Ева". Ок. 1507
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/42/%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D1%80%D0%B5%D1%85%D1%82_%D0%94%D1%8E%D1%80%D0%B5%D1%80._%22%D0%90%D0%B4%D0%B0%D0%BC_%D0%B8_%D0%95%D0%B2%D0%B0%22%2C_1507._%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BE%2C_%D0%9C%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%B4.jpg)
Идея этой аллегорической средневековой картины состояла в том, чтобы напомнить тому, кто на нее смотрит: жизнь — это тлен. Все мы умрем, причем достаточно скоро. Зритель, глядя на это безобразие, должен был как бы медитировать на тему того, что все земное — тщета, суета сует. В том числе и тело, здоровье, молодость.
Ужас от картины увеличивается от того, что глаза персонажей еще горят разумом, а вот тело их уже жрут насекомые, черви, змеи.
У беззубой старухи высохшие груди свисают самым жалким образом, а на причинном месте сидит огромная жаба — символ гадости и мерзости.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/1825505/1825505_original.jpg)
Белые тряпки, которыми они пытаются прикрываться — это саван.
Удивительное дело, но эта картина является частью диптиха (вторая половина в Кливленде, США). На первой створке изображена молодая парочка изящных возлюбленных, которые только что обручились.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3a/Germania_meridionale%2C_coppia_di_sposi%2C_1470_ca._01.jpg)
Молодые люди одеты, и это еще раз напоминает нам о символике наготы в религиозном искусстве. В христианской живописи целью обнаженного тела отнюдь не было вызвать приятные сладострастные ощущения (как это станет в искусстве Нового времени). Нет: нагота обозначала смерть, переход в иное состояние. Потому что на том свете никому одежда уже не требуется. Поэтому, если на картине, например, был изображен умирающий (одетый), то душа, излетающая от его уст и поднимаемая в небеса ангелами писалась в виде обнаженного младенчика.
Этот же диптих своей символикой напоминает зрителю о том, что все мы из стадии юных счастливых любовников (слева) перейдем в ту стадию, которая изображена справа. И останемся в ней намного-намного дольше...
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/11/Bridal_Couple_%2B_The_Dead_Lovers.jpeg)
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
Best
_mjawa
January 6 2020, 11:10:08 UTC 4 years ago
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →