Здравствуйте, продолжаю рассказывать о том, как отличать одних обнаженных женщин на произведениях классического искусства от других. В прошлый раз мы для галочки пробежались по богиням Венерам, сейчас займемся более узкими пластами ню.
В первом уровне здесь одни Сусанны, а во втором - одни Вирсавии;
в третьем -- они обе вперемешку: сможете отличить, где кто?
Чтобы понимать примерно 2/3 сюжетов классического искусства надо хорошо помнить две книги: Библию и "Мифы Древней Греции" Николая Куна. Оставшаяся треть историй, а может даже четверть, почерпнута из римской истории, Житий святых (см. "Золотая легенда" или Димитрий Ростовский), "Божественной комедии" Данте, "Влюбленного" и "Неистового Роланда", "Декамерона", артурианы и Шекспира (кого забыла?), плюс важных для каждой отдельной страны национально-освободительных сюжетов.
Мы же с вами ограничимся пока только Библией, благо Священное Писание в своей первой половине -- дико увлекательное чтение про дворцовые интриги и человеческие недостатки, "Сильмариллиону" и "Игре престолов" и не угнаться (потому что их писал один автор в течение одной жизни, а Библию -- куча, за много поколений).
Итак, именно в Ветхом Завете описаны два древнейших случая вуайеризма -- в 10 веке до нашей эры и в 7 веке до нашей эры. В живописи они изображаются достаточно похоже, причем часто одними и теми же художниками, различить их можно по нюансам позы и окружающим атрибутам.
В центре -- обязательно голая женщина.
Поехали.
Случай 1. ВИРСАВИЯ, впоследствии царица Иудейская
История коротко: Вирсавия была женой полководца по имени Урия, который служил у царя Давида. Однажды, когда муж был в командировке, она решила помыться. И с этой целью вышла на свежий воздух (обычно рисуют сад).
Ж.Л. Жером. "Вирсавия", 1888-1895
Когда она занималась омовением, ее увидел известный бабник царь Давид (обычно рисуют, как он сидит на балконе или выглядывает из окна башни). У меня вот тут была подробно целая конспирологическая теория, зачем она занималась мытьем в месте, доступном для обзора сладострастного царя, можете почитать, если не видели.
Царь Давид Вирсавию возжелал, послал за ней гонца, она пришла к нему во дворец, там они испили кофию с пирожными и посмотрели новый сезон "Короны" на Netflix, потом Вирсавия пошла домой. Через некоторое время оказалось, что она беременная. А муж в длительной командировке, вы помните же, и скоро вернется, а он считать умеет. Вирсавия написала паническое письмо царю Давиду, тот воспользовался служебным положением и отправил Урию в невыполнимую миссию (см. рассказ Конан Дойля "Горбун"). Урия погиб, Давид взял Вирсавию очередной женой, она родила ребенка, но за их грех Бог наказал родителей и ребенок умер. Ее следующий сын оказался Соломон, и несмотря на наличие большого количества единокровных конкурентов, родившихся ранее, царство унаследовал все-таки он.
Вирсавия стала советчицей сына-царя. Так что считается, что конец у истории Вирсавии хороший, она даже стала предком Иисуса Христа.
Ян Массис. "Давид, наблюдающий за Вирсавией", 1560-е
Случай 2. СУСАННА
К вопросу о симметричности истории: богословы предполагают, что Сусанна тоже была не из простых, возможно, женой царевича Иоакима, чей отец-царь (тоже Иоаким) был потомком Соломона типа в 17-м колене. Но в Библии на это прямого указания нет.
Как-то она решила помыться, и тоже делала это на свежем воздухе, в саду своего дома. Тяжело жилось приличным женщинам без водопровода, прямо как в Крыму в частном секторе.
Якопо Тинторетто. "Сусанна и старцы". Ок. 1555
Она начала купаться и послала своих служанок что-то там принести. Когда те ушли, из кустов выпрыгнули два почтенных старца, иудейских старейшины, которые часто ходили в гости к ее мужу по своим управленческим делам и давно ее вожделели. И поэтому специально притаились в кустах, чтобы подсматривать.
Дальше все было совсем не так, как в истории с подглядывающим Давидом, потому что Давид был красивый музыкант с длинными волосами а-ля юный Фредди Меркьюри, а тут были мерзкие старикашки, причем целых две штуки.
Старейшины начали Сусанну домогаться, причем тезис у них был такой:
-- Кончай ломаться, если ты нам не отдашься (обоим), мы сейчас начнем кричать и созовем народ. И соврем всем, что застукали тебя с молодым любовником. И тебя за это казнят.
Сусанна, как женщина благопристойная и целомудренная, предпочла смерть. Эти судьи подняли тревогу, действительно, сбежался народ. Сусанну поволокли на судилище и, послушавшись показаний почтенных чиновников, приговорили к смертной казни за прелюбодеяние. К побиению камнями, это неприятно.
И вот, когда ее уже повели на место казни, по пути толпе попался юный пророк Даниил, который "от Бога" знал, что старцы наврали. Он поворотил всю толпу с осужденной обратно, допросил судей по отдельности, поймал их на противоречии в показаниях и доказал, что они лжесвидетели и клятвопреступники.
И поэтому побиванием камнями казнили именно их.
Вообще вот эта картинка не по теме голых женщин, но уж больно она дышит справедливостью, захотелось с вами поделиться. (Кто не смотрел Монти Пайтон "Житие св. Брайана" -- бегом смотреть, там совершенно гениальная комическая сцена побиения камнями, как бы странно это ни звучало).
Maarten van Heemskerck. Побивание старцев камнями. 1563
ИТОГО:
имеем две похожих иконографии ветхозаветных картин. На обоих вариантах:
- голая женщина, прекрасная еврейка
- моется
- в саду (или в патио, открытом дворике)
- за ней подглядывают
Как их отличать?
ОТЛИЧИЕ №1: Количество вуайеристов
В той истории, которая с хэппи-эндом (тамадой, конкурсами, криками "горько") подглядывающий -- только один, будущий жених, царь Давид. Причем, поскольку ему придется посылать к Вирсавии специального гонца ради свидания, Давид подглядывает издалека: его рисуют на башне, на балконе, иногда он -- едва заметный силуэт, точка на архитектурном заднике картины.
В той истории, которая закончится кровавым размазыванием двух пенсионеров по асфальту, подглядывающих двое. Они сидят в кустах и готовятся оттуда выпрыгнуть.
Массимо Станционе. Сусанна и старцы. 1630-е
Питер Ластман. "Туалет Вирсавии". 1619.
ОТЛИЧИЕ №2: Язык тела
У Вирсавии все хорошо, она спокойно моется, по тексту Библии -- вообще не в курсе, что за ней кто-то смотрит.
С Сусанной все сложнее: художники больше любили не сцену спокойной помывки, а уже следующий эпизод истории, когда старцы выползли из-под кустов и начали ее домогаться. По языку тела Сусанны на таких картинах явно видно ее недовольство харассментом со стороны коллег мужа.
Рубенс. "Вирсавия у фонтана". 1630-е
Мастерская Рубенса. "Сусанна и старцы". 1670-е. Эрмитаж.
ОТЛИЧИЕ №3: Свидетели
По тексту Св. Писания, Сусанна отослала своих служанок за новым шампунем и осталась в саду одна. Это важный момент, потому что никто не мог свидетельствовать в ее пользу, опровергая клевету.
Для истории Вирсавии наличие посторонних людей в саду значения не имеет. Иногда ее пишут в одиночестве, иногда с парой служанок, иногда в сопровождении целого массажного салона.
Артемизия Джентилески. "Сусанна и старцы". 1619.
Артемизия Джентилески. "Вирсавия". 1630-е
Вот тут картина с редким вариантом иконографии: это Сусанна (потому что две старческие башки в кустах справа за статуей), но она со служанками. Однако! Сусанна как раз дает одной из них ключ, а вторая уже почти скрылась, т.е. это как раз переломный момент. Такие картины попадаются редко.
Франц Флорис. Сусанна и старцы. 16 век
ОТЛИЧИЕ №3: Атрибуты
У Сусанны никаких специальных атрибутов нет.
А у Вирсавии бывает письмо, которое ей принесли от царя Давида. Она либо получает его (от гонца или старухи-сводни), либо думает над ним. Во втором случае она может быть в полном одиночестве. (И даже полностью одетой: логично, пока письмо шло с гонцом, женщина успела искупаться).
Хендрик ван Бален. Вирсавия получает письмо от царя Давида. 1600-е
Рембрандт. Купающаяся Вирсавия. 1654
Еще у Вирсавии со временем возник свой собственный отдельный атрибут, не обусловленный текстом источника.
ПЕДИКЮР
Иоганн Кениг. Купание Вирсавии. 1610-е
Особенно этот прием был популярен в кругу Рембрандта.
Неизвестный художник. Вирсавия
У других художников он остается рудиментарно: в виде хватания Вирсавии за ногу (один из приемов айкидо), надевания ей на ногу сандалии и т.п.
Сезанн. Вирсавия. 1885-1890
***
Теперь для закрепления материала я рекомендую перечитать пост с начала, обращая внимание на те нюансы картин, которые ускользали от вашего внимания прежде.
Затем можно приступить к упражнению "Это Сусанна или Вирсавия?"
Школа Рембрандта
[ Правильный ответ]
Это Сусанна, потому что в кустах два пожилых казнокрада-вуайериста.
(Ну, однозначно, эти влиятельные политические деятели были казнокрадами вдобавок. Вряд ли поклеп на Сусанну и попытка изнасилования были их первыми преступлениями).
Cornelis Bisschop
[ Правильный ответ]
Это Вирсавия, потому что она читает письмо, а вдали справа на башне -- человек в чалме, т.е. Давид.
Дж. А. Пеллегрини
[ Правильный ответ]
Это Вирсавия, потому что слева вдалеке человек в короне, надетой на чалму, т.е. Давид, восточный царь (так представляли их головные уборы).
В первом уровне здесь одни Сусанны, а во втором - одни Вирсавии;
в третьем -- они обе вперемешку: [ Правильный ответ]
Вирсавия, Сусанна, Вирсавия, Вирсавия, Сусанна, Сусанна
Для расширения кругозора составила вот хронологические галереи шедевров: Вирсавия, Сусанна.
***
Ну как вам новая рубрика, нравится?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →