Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Дураков по росту строят

Вчера я показывала групповой портрет первоконников кисти А. Герасимова, и меня попросили обосновать утверждение, почему он "слабый по живописи". Давайте заодно мы с вами поговорим о таком жанре, как "парадный групповой портрет".



По своей сути этот жанр - штука очень официальная.
Начнем с современности, это позволит вам лучше понять проблематику.

В своей жизни мы все иногда сталкиваемся с этим видом фотографии.
Потому что он сохранился, причем совершенно не изменившись со времен изобретения этой самой технологии.

В нем неистребим древний принцип выстраивания голов в одну линию. Термин -- "изокефалия" (однокоренное со словом "кефаль" - "головастая рыба"). Он связан с проблемой расположить большую кучу людей в нормальную композицию. Проблему проще решать "по линейке", и так было всегда.

Около 1850 (дагерротип)

Albert Sands Southworth. Boston Lawyers or Clergymen. Metropolitan museum

Будучи "парадным групповым портретом", этот жанр фото практически всегда связан с какими-то официальными сборищами, торжественными событиями, ситуациями.
И такая групповая фотография еще обычно подчеркивает принадлежность фотографируемых к некой единой цельной группе: школьному классу, одному полку, семье-гостям на свадьбе. Просто так, без повода, кучка людей, необходимая для группового портрета не соберется, и позировать не будет -- нужно какое-то важное событие.

2004 год

HRH Queen Elizabeth II Britain's poses at Howe Barracks in Canterbury, Kent with the 1st Battalion of The Argyll and Sutherland Highlanders with the Wilkinson Sword of Peace for establishing good relations with communities during their service in Iraq, 9 November 2004 in Kent, England. Photo: REUTERS/Michael ...

У некоторых получается снимать такие официальные групповые снимки шикарно, у других -- обыкновенно, но это неважно, потому что принцип остается тем же.

2019 год

Фото отсюда

И эта композиция по принципу "дураков по росту строят" всегда смущала творческих людей своей казенностью.  Да, так проще и быстрее всего. Но не всегда получится идеально красиво, ведь редко ты фотографируешь армейские хоры, где мужчин подбирают по экстерьеру.
Творцы (и заказчики) всегда пытаются этот шаблон как-то нарушить.

Поскольку людей обычно выстраивают в шеренги, ярусы, проще всего отследить попытки фантазировать по расположению голов, нарушению принципа изокефалии.

Около 1885 года. Групповой фотопортрет художников-передвижников


Видите? Никакой линеарности. И никаких ровных шеренг, люди расположены практически расходящимися кругами.



Спустя полтора века. Автору фотографии необходимо соблюсти  законы классического жанра официального группового снимка, но не хочется делать скучно.

2018 год
1761061_900.jpg
The official photos from Prince Louis’ Christening. (Picture: Camera Press /Matt Holyoak)



Видите, что следующая фотография композиционно хуже, хотя автор тоже пытался повторять овальный мотив ковра? Но это в нижнем ярусе, а в верхнем у него -- изокефалия, поэтому не выстрелило. Количество персон возросло, и он не справился. Хотя ему просто досыпали малышей, а их в композицию гораздо проще вписывать.
(И он не понял, кого в центр ставить, невесту или королеву, получилась дыра).


Her Royal Highness Princess Eugenie of York and Mr Jack Brooksbank - Wedding day. By photographer Alex Bramall at Windsor Castle

В общем, как раз вот из-за этой композиционной "скуки", вызванной проблемой "как запихнуть большое количество людей в один кадр" мы имеем пугающий жанр современной свадебной фотографии. Креативных групповых фото.





Итак, на примере вещей, с которыми мы сталкиваемся постоянно в реальной жизни, поговорили о главном затыке группового официального портрета.
Давайте теперь посмотрим, как это решалось в истории мирового искусства.

Все это происходило гораздо медленее, эволюция шла веками. И с гораздо большими мучениями. Потому что фотографу на кнопку щелкнуть -- секунда, людьми покомандовать "где встать" -- ну часик. А картину писать, особенно большую -- это месяцы, если не годы. Цена ошибки совсем другая.

И поэтому усилий в мозговой шторм художники, уставшие от изокефалии, вкладывали гораздо больше, чем современные свадебные фотографы (и автор портретов Первой конной).

Совсем ранняя стадия:
Древний Египет

Люди на разных планах отделены друг от друга линиями (т.е. они на разных ярусах). Кроме того, признак еще примитивного, наивного мышления -- более важные фигуры (фараоны, боги), те, кто здесь на верхнем ярусе, -- имеют гораздо больший размер.


Tomb (TT55) of Ramose, c. 1411-1375 BCE

(Этот принцип, когда главнейшая фигура имеет больший размер, сохранился в православной иконописи, см. например, такую икону - Дева Мария большая, а святые вокруг нее маленькие).

Древних греков мы пропускаем, у них с индивидуализированными портретами было плохо.
Дальше -- Древний Рим, где характеры и сходство отдельных людей умели показывать совершенно великолепно.
Что же у них было с групповым портретом?

А плохо: все тот же принцип процессии. Построим людей в шеренгу.

Рельеф с Алтаря Мира, 13-9 гг. до н.э.

Причем и со сходством все хорошо, и драпировки умеют красиво сделать, и анатомия ок.
Вот, голова отдельно, к примеру.

ara-pacis-22-665x1021.jpg

Сравните, насколько богаче и сложнее мифологическая композиция с того же алтаря.


Дальше мы полтора тысячелетия с лишним пропускаем, потому что ничего по нашей теме не происходило. Вернее, все крутое, что римляне научились делать в искусстве, европейцы сначала профукали, а потом долго выкарабкивались обратно. Уровня 1 века до н.э. - 3 веков н.э. европейцы достигли в искусстве примерно к 14-15 векам. И вот после этого началась следующая стадия развития, сначала обычного портрета, а потом группового.

***
Для данной истории важно, что в Голландии были очень распространены профсоюзы, которые они называли цехами и гильдиями, а также отряды самообороны (назывались такие отряды - Schutterij). И для этих коммьюнити был вопросом чести, делом первостепенной важности -- иметь групповой портрет. Это было свидетельство их крутизны и вообще существования в этой вселенной (подробнее см. групповой портрет городских ополченцев в рувики).

Поскольку Голландия была страной богатой -- художников было много (искусство всегда результат экономики). Поэтому хотелки этих гильдий выполнялись в большом количестве, см. кучу картин тут.

Сначала они не особо от древнеримских отличались, даже были попримитивнее: потому что храбрости и навыков изображать людей, такую кучу особенно, в полный рост не было. В этой работе оч. сильно влияние религиозных картин с изображением шеренг святых, предстоящих перед Богом или Марией.


Haarlem Brotherhood of Jerusalem Pilgrims by Jan van Scorel, 1528

Потом стали пытаться придать какую-то реальную жизнь. Тут, мол, мы за столом сидим, пьем, разговариваем.


Дирк Якобс. "Группа стрелков", 1529 (центральная панель), 1552 (боковые).

Сохраняется то же выравнивание по головам, и в полный рост тоже пока стремно писать людей. Что делать с ногами???

Но потихоньку прогресс.
Вот здесь, в отличие от предыдущей, люди уже соединились в какую-то единую мизансцену.


Anthonisz, Cornelis - Banquet of Members of Amsterdam's Crossbow Civic Guard - 1533

Со временем "в кадр" входят ноги, это значит, что профессионализм художников растет.
Ведь комбинировать полноростовые фигуры в группы гораздо труднее, чем верхние половины.


Cornelis Ketel. Company of Captain Rosecrans Ketel. 1588

Однако ощущение "позирования для групповой школьной фотографии" все равно от этих картин так и веет.

Вот примерно к этой стадии развития группового портрета и относится обсуждавшаяся вчера картина Герасимова: почти все старательно позируют, композиция очень плохая, практически нет игры позами и жестами, взаимодействия взглядами. Командармы на его картине -- как будто часть коллажа. Сами по себе их лица, во многих случаях, хорошо написаны (поэтому отдельные этюды реально приятны), но вместе соединить он их не смог.

Картина ниже - это уже следующая стадия развития, до которой Герасимов не дошел: четко выраженная композиция, с явным центром.
По росту нарочито не выстроен никто, персонажи одновременно и позируют, и взаимодействуют.


Jan van der Meer van Utrecht - Regenten van het Ambachtskinderhuis te Utrecht. 1680



Для сравнения (он даже вокруг стола по ярко выраженному кругу не стал их располагать!)


И в этот момент произошел прорыв: Рембрандт создал свой "Ночной дозор".

Эта картина великая не только потому, что "хорошо нарисована", но и по тем причинам, которые мы обсуждали в посте про Малевича и машину времени: потому что она появилась в необходимый момент, взорвав все шаблоны.

Было вот так:

Thomas de Keyser - The Militia Company of Captain Allaert Cloeck. 1632

А стало вот так.





Да, заказчики очень ругались, что их не написали всех одинаково хорошо, крупно, на видном месте.
Но творцы, художники, те, кто веками ломал голову над проблемой официального группового портрета, как над теоремой Ферма, те осознали, что после этого шедевра Рембрандта делать, как они делали, больше нельзя.

Ну и Рембрандт их добил другими групповыми портретами, превращенными в жанровые картины.

"Урок анатомии доктора Тульпа" (да, это тоже гильдейский портрет, только врачебный)



А у предшественников было так:


Michiel Jansz van Mierevelt - Anatomy lesson of Dr. Willem van der Meer. 1617

Ну, в общем, с той поры официальные групповые портреты по принципам:

  • построить людей в несколько шеренг

  • чтобы все головы были вровень

  • чтобы каждая голова была четко портретно выписана сама по себе, самоценна

  • не думать о композиции, диагоналях, линии красоты (делая их с помощью интерьеров, жестов и взглядов)

делают только лохи
только художники, у которых не хватает либо вкуса и гонора,
либо те, у кого на это не хватает технических навыков, времени, старания.

Истинные мастера пишут групповые портреты так, что ты воспринимаешь их как жанровую или историческую картину, в которой происходит некое действие. Ты ощущаешь, что там либо произносятся диалоги, либо наоборот, многозначительно и по важному поводу молчат, держат паузу.
Что это -- остановившийся момент из умной пьесы, а не школьная фотография.



Если ты художник 20 века, опций уже больше: ведь можно применять ракурсы, введенные кинематографом (подчеркиваю: кинематографом эпохи авангарда!).

Дм. Жилинский. "Гимнасты СССР". 1965-4


Можно возразить, что у Герасимова была проблема -- ОЧЕНЬ много людей. Ну, давайте посмотрим, как решается задача с толпой людей в форме

22 штуки британских генерала Первой Мировой на картине Серджента (1922 год).
Специально -- ноги не по линейке, рваный ритм носков сапог. И головы тоже все -- не по линейке, рваный ритм. Чтобы кожаные пояса не создавали линию, он прерывает ее несколько раз шинелями и рукавами.
А по обоим краям картины вверху -- подножия колонн с каннелюрами (желобками). А складки одежд офицеров -- они тоже как эти каннелюры колонн, в том же ритме. Нехилая аллегория: изображенные люди = колонны, на которых держится Британская империя.


Кстати, у Герасимова был шикарный интерьер -- Екатерининский институт благородных девиц.
Смотрите, что делает с другим ампирным интерьером и гораздо большим количеством людей другой соцреалист -- Исаак Бродский. (И заодно посмотрите, как все правильно у него по диагоналям и схождениям линий).


Исаак Бродский. Торжественное открытие II конгресса Коминтерна во дворце Урицкого в Ленинграде. 1920—1924 гг.

Это, кстати, не такой уж и секретный лайфхак: если тебе нужно написать кучу людей -- просто отведи им помещение попросторней в своем групповом портрете!


Ж.Л. Давид. Коронация Наполеона. 1805-7

А вот, судя по тому, как прописаны лица и фигуры -- наивная такая, провинциальная американская живопись. Но насколько больше композиционного креатива! Хотя парики сидящих в кресле тоже кажутся выверенными по линеечке (свидетельство отсталости художника), но выделение крупной группы справа это искупает.


Declaration of Independence (1819), by John Trumbull

А теперь посмотрите на обсуждаемую картину немного потренировавшимся взглядом.

sssr_1936_god_gerasimov_pervaja_konnaja_armija.jpg


Tags: портреты, теория, фотография современная, фотография старинная и дагерротипы
Subscribe

Posts from This Journal “портреты” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 152 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “портреты” Tag