В Третьяковке по сохранившимся фотографиям попытались реконструировать экспозицию столетней давности.
А проходи такая выставка на западе, где наших авангардистов ценят и понимают намного больше, чем на родине, то именно на эту выставку бы ломились толпы, а не на параллельного Поленова.
Называлась эта штука Музей живописной культуры (МЖК). Он был основан в 1919 году.
Идея была в том, что новому, социалистическому, прогрессивному государству не нужно было замшелое старое академическое (и реалистическое) искусство. Сбрось Пушкина с парохода и т.п.
Именно поэтому молодое государство так привечало авангард.
А. Древин. Беспредметная композиция, 1921
Художникам-авангардистам было поручено создать новый музей, нового типа. Пусть и для пролетариата.
Но прогрессивный.
Отметавший все традиции классических музеев.
Не только тем, какие именно (новаторские, непонятные) картины были представлены.
Но и любопытным принципом экспозиционирования.
И, честно говоря, это расположение, спланированное самими авангардистами, производит впечатление.
Повидала я авангарда, но тут он показан особенно здорово. Потому что его делали люди с новым сознанием, а сейчас так не делают совершенно, сейчас опять делают классическую развеску.
Представляю, как фраппирован был пролетариат при посещениях этого музея.
Просуществовало это всего десять лет. Вот здесь более подробно расписано, если кому нужно для расширения эрудиции: а вообще оно нужно знать, т.к. это важнейшая веха в истории нашего авангарда.
Давид Штеренберг. Селедки. 1917
В 1929 году МЖК был расформирован.
Наступала эра соцреализма, государство перешло в следующую стадию своего развития и требовало уже иного искусства.
Последний зал выставки, рассказывает о судьбе музея и о том, как вообще клеймили авангард.
Судьбе картин из этого музея выставка тоже посвящена. Некоторым повезло: например, именно из него в Третьяковку попал "Черный квадрат", между прочим.
Вот на этой стене картин примерно на 200 миллионов долларов. Ой, "Черный квадрат" же тут тоже есть. Тогда надо еще стольник накинуть или даже два.
То (самое лучшее), что из фондов МЖК передавалось Третьяковке, вошло в "список №1" (который вошел в название данной выставки). Еще в ГТГ попали «Скрипка» (1915) Любови Поповой, «Павлин под ярким солнцем (стиль египетский)» (1911) Наталии Гончаровой, «Отдыхающий солдат» (1911) Михаила Ларионова и т.д.
Сейчас в Третьяковке 273 предмета из бывшего МЖК.
Как вы видите, без вещей из МЖК сегодняшняя Третьяковка и не была бы такой крутой...
Картин, переданные в региональные музеи, для текущей выставки свозили специально.
Василий Рождественский. Натюрморт с ликером. 1913
Этот музей имел еще и образовательную цель.
Аналитический кабинет Музея живописной культуры (библиотека для всех желающих). Реконструкция Е. Асса
Книги все эти сохранились в ГТГ.
Каталог тоже очень интересный, опубликовано много архивных данных.
Покупать билеты на эту выставку ГТГ тоже предлагает по сеансам, но тут их гораздо больше, чем на Поленова.
https://www.tretyakovgallery.ru/tickets/#/buy/event/906
Информация о выставке и музее:
https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/muzey-zhivopisnoy-kultury-k-100-letiyu-pervogo-muzeya-sovremennogo-iskusstva/