Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

5 странных фактов про «Бурлаков на Волге»

Одно из самых знаменитых полотен Ильи Репина стало символом ужасного положения простых людей в Российской империи. Но мало кто знает, что в этой картине есть и другие подтексты.


Илья Репин. "Бурлаки на Волге", 1872-3 гг, в зале Русского музея (Петербург)



Удивительно, но Репин совершил стандартную ошибку современных российских дизайнеров — написал флаг кверх ногами, с обратным порядком цветных полос. Почему так случилось, непонятно: сам автор в мемуарах объяснения не дал. Возможно, это просто ошибка, а может, и нечто глубокое — вообще перевернутый флаг обозначал сигнал бедствия, например, проблемы с парусом. В данном случае это может быть метафора проблем всей страны в целом.



На самом-самом дальнем плане картины, на горизонте справа, виднеется дымящийся пароход. Вот это точно обдуманная метафора: она обозначает мысль художника "какого черта мы мучаем людей, словно вьючной скот, когда давно уже изобрели нормальные пароходы?!"



Но художнику на самом деле было плевать на социальную несправедливость и все такое, его гораздо больше интересовала общая живописность этих бедняг в их лохмотьях. В своих воспоминаниях Репин позже честно так и писал: «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам (..) Но меня это нисколько не занимает: нет, вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу, - вот история, вот роман! Да что все романы и все истории перед этой фигурой! Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное - цвет его лица!».



Подготовительный этюд


Великий русский репортер Владимир Гиляровский в юности так впечатлился всей этой кабацкой "романтикой" и темой хождения в народ, что сбежал из училища и отправился бурлачить. Юного бугая с фигурой Шварцнейггера охотно приняли в бурлацкую ватагу. В своих воспоминаниях под названием "Мои скитания" (самый классный российский приключенческий роман 19 века, реально рекомендую), он подробно рассказывает, как жили эти люди, как его принимали в бригаду, предварительно заставив продать сапоги:

" — Айдате на базар, сейчас тебя обрядить надо… Коньки брось, на липовую машину станем!

Я ликовал. Зашли в кабак, захватили еще штоф, два каравая ситнего, продали на базаре за два рубля мои сапоги, купили онучи, три пары липовых лаптей и весьма любовно указали мне, как надо обуваться, заставив меня три раза разуться и обуться. И ах, как легко после тяжелой дороги от Вологды до Ярославля показались мне лапти, о чем я и сообщил бурлакам.

— Нога-то как в трактире! Я вот сроду не носил сапогов, — утешил меня длинный малый".



Младший брат императора Александра III, великий князь Владимир Александрович, купил картину "Бурлаги на Волге", которая до этого вызвала большой скандал в обществе, за 3 тыс. рублей и повесил в бильярдной комнате своего дворца. Благородному господину очень нравилось эпатировать своих гостей, показывая на различные детали "Бурлаков" и объяснять отдельные характеры на картине: и расстригy попа Канина, и солдата Зотова, и нижегородского кулачного бойца.



Предыдущие выпуски цикла "Шедевры от А до Я" (список)

Tags: искусство русское, переезд старых постов, шедевры А-Я
Subscribe

Posts from This Journal “шедевры А-Я” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 277 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “шедевры А-Я” Tag