Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

«Вавилонская башня» Брейгеля как критика мэра

Знаменитое полотно кисти Брейгеля посвящено событиям из Ветхого Завета. Но причем тут отношение автора к "лужковым" и "собяниным" его эпохи?


Версия картины в роттердамском музее


Картина, написанная в 1563 году (существует в двух вариантах: более известный в Венском музее), посвящена общеизвестному сюжету из Библии. Мол, люди в Вавилоне так возгордились, что решили выстроить башню до неба. И Бог, чтобы остановить это безобразие, наслал на них "смешение языков", и они перестали друг друга понимать. Вот так и возникло лингвистическое многообразие индоевропейских языков. (А до этого, типа, все на одном единственном языке говорили).

Реконструкция зиккурата в Уре: считается, что именно этот тип гигантских зданий, существовавший в Междуречье, вдохновил библейскую легенду.


Брейгель, как и все европейские художники, об архитектуре Вавилона никакого представления не имел, и при создании здания на своей картине вдохновлялся больше римским Колизеем, который он видел собственными глазами, и вот здесь представил нахлобученным один на другой в уменьшенном виде.

Вариант картины в Венском музее, более популярный



Другая типичная черта для художника той эпохи — осмысление через классические сюжеты собственной истории, того, что происходило в его стране прямо сейчас. И для понимания этой картины важно знать, что Брейгеля бесило. Дело в том, что в 1562 году, незадолго до написания полотна, художник покинул Антверпен, где долго и вполне успешно работал. К этому моменту богатый нидерландский город переживал расцвет: в него хлынули искатели работы, лимита всякая, гастарбайтеры. За полвека население Анверпена практически удвоилось. Но было много и весьма солидных инвесторов. Город был наполнен шумом многочисленных строек.



Картина доказывает, что Брейгеля это фрустрировало: он помещает свою башню в городской пейзаж современного ему Антверпена. Библейская история становится аллегорией (или политической сатирой) на то, что происходило в Нидерландах прямо сейчас: город стал местом смешения всех языков, на которых только говорили в Европе, важнейшим коммерческим центром континента.



И, разумеется, не зря в этом контексте оказывается, что история про глобальную городскую стройку заканчивается плохо. Причем, если разглядывать картину, то по версии Брейгеля явно: все рухнет отнюдь не из-за Божьей кары. А из-за самих строителей и проектировщиков. Чертежи явно были кривые, сам проект не согласован как следует. Этажи не параллельны, башня вообще как-то скособочена, верхние уровни зачем-то начали строить, не завершив как следует цокольный этаж, опалубка из какой-то дешевой, трухлявой древесины, строительный материал подвозят разного качества и пониженной морозостойкости, на откатах, небось, кто-то зажирел, и так далее...



То есть падение Вавилонской башни в такой трактовке — тоже наказание человечества. Только не за гордыню, а за мздоимство, непредусмотрительность, тупость, преклонение перед чиновниками (там на первом плане перед царем ниц люди падают), и т.п.

И не зря Брейгель каркал, быть Антверпену пусту. До сожжения и разорения города "испанской фурией" оставалось меньше пятнадцати лет. А в 1585 году Алессандро Фарнезе еще и всех некатоликов оттуда депортировал. И до прежнего значения город подняться уже так и не смог: роль торгово-промышленной столицы мира перешла к Амстердаму, потом к Лондону и т.д.

Но зато Вавилон до сих пор продолжает падать в произведениях искусства, вдохновленных Брейгелем.

Fall, Babylon, fall! by Rodney Matthews (1999)


Предыдущие выпуски цикла "Шедевры от А до Я" (список)

Tags: переезд старых постов, ренессанс северный, шедевры А-Я
Subscribe

Posts from This Journal “шедевры А-Я” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “шедевры А-Я” Tag