(Как вы думаете, какая богиня тут изображена в треуголке?)
В итоге в 16 веке сложилась иконография, которая в неизменном виде существовала до конца 19 века. Она легко узнается.
Все по тексту мифа: три богини стоят в шеренге по команде "ровняйсь" перед сидящим Парисом, который оценивающе их так разглядывает. За его плечом участвует в сеансе обесценивания Меркурий, посланник богов, который и принес Парису весть о том, что он будет судить этот конкурс красоты и наградит прекраснейшую золотым яблоком. Три богини обычно голые и похожи, как близняшки, отличить их можно обычно лишь по редким атрибутам: Минерве могут оставить на голове шлем, или положить кучку доспехов у нго (как будто сброшенное белье), у Юноны может быть павлин, Венеру сопровождает купидончик (и она может быть самой красивой).
Hans Rottenhammer, 1605
Все очень типично. Художники экспериментируют разве что с разворачиванием натурщиц со всех ракурсов, как курочек гриль, чтобы со всех боков их... ммм... осветить.
Рубенс (мастерская), 1630-е
Это была вводная часть, показывающая, как "было".
Теперь взглянем на редкости -- на то, как тему Суда Париса толковали итальянские мастера, только что соприкоснувшиеся с этой языческой культурой и только начавшие развивать живопись мифологического жанра. Ранние итальянцы.
Вот одно из самых ранних: "в кадре" совмещено несколько событий. Сцена с тремя богинями на первом плане вполне опознаваема. Только отметьте -- все женщины еще одеты. Средневековье на самом деле еще не закончилось, художники не осмеливаются на скандальную обнаженку целых женщин. Интересно, как крупно и не похоже на настоящие яблоки рисуют приз -- это скорее царская держава, чем фрукт. Меркурий здесь, я думаю, в правом верхнем углу, рассказывает Парису, какое ему счастье привалило.
Неизвестный художник. 1430-е. Museo del Bargello
Вот здесь богини уже обнаженные. Но при этом их фигуры совершенно ненатуралистичные и скорее похожи на изображения душ грешников из готических картин Страшного Суда, чем на прельстительные образы, какими они станут позже у Рубенса, Буше и проч.
Парис -- типичный пастух, с посохом, в плащике.
Мастер Суда Париса. 1450-е. Burrell Collection
Тут, и глядя на последующие картины, мы понимаем, что нагота в примере выше проскочила случайно. Далее все опять долго будут одетыми. Надо бы поискать описание вот этой странной вещи. Наверно, ближайшая к Парису -- это Венера? А почему у нее на голове горит огонь?
Antonfrancesco dello Scheggia. 1470s. Šternberský palác
Тут совмещены две сцены. (Причем заметьте, все персонажи тоже в странных шляпках).
В левой части дядя с бородой, я думаю -- Меркурий, в ту пору он имел алхимические коннотации и ассоциировался с фигурой мудреца.
Мастер панелей Аргонавтов. 1480-е. Музей Фогг
Вот тут у автора узнаваемый почерк! Сразу можем угадать, кто Венера -- наверняка та, кто как по копирке срисована с боттичеллиевских мадонн, венер и вёсен.
Боттичелли и мастерская. 1480-е. Cini foundation
Вот эта картина, которой мы закрываем 15-й век, по манере, видите, более архаична, чем предыдущая, зато более передовая по подходу к теме.
Мне еще нравится маленький купидончик с повязкой на глазах, который целит в Париса (чтобы он влюбился в Елену).
Girolamo di Benvenuto. 1500. Лувр
Какие еще интересные детали кто заметил?
У кого есть под рукой мощности погуглить подробные описания этих картин, там разгадок странных шляп нету?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
Bestgroningen_sn
September 23 2019, 09:02:57 UTC 5 years ago
https://docplayer.cz/17569463-Ikonograficka-glosa-k-italske-renesancni-desce-ze-sbirek-narodni-galerie-v-praze.html
У Венеры крылья. Почему, никто не знает. Пишут, что тип появился во Флоренции в пятнадцатом веке. Перекочевал и на север, у Кранаха есть Венера с крыльями.
У Юноны шляпа. Не видел никаких ссылок.
Есть миниатюры, где каждая богиня подписана, так что сомнений нет. И у Маркантонио Раймодни есть гравюра, где Венера с крыльями на шапке и с яблоком.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →