Пабло Пикассо. "Герника". 1937. Музей королевы Софии, Мадрид
Причина 1: потому что тема была злободневная
Гражданская война в Испании в тот момент была предметом острого общественного интереса. "Хорошие", прогрессивные испанцы боролись против фашистов Франко. Весь мир болел за "хороших". Показательно, что интеллигенты всего мира приезжали повоевать за них или хотя бы пописать о них военные репортажи: Эрнест Хемингуэй, Джордж Оруэлл, Андрэ Мальро, Илья Эренбург — вот имена лишь некоторых писателей, которые туда отправились. Даже в сериале «Горец» 1990-х годов Дункана Маклауда сценаристы в те годы отправляют воевать за республиканцев!
В апреле 1937 года Франко попросил своих союзников-фашистов — Германию и Италию, у которых была мощная авиация, побомбить "повстанцев". Новость об уничтожении мирного города Герника с гражданским населением вызвала у мира шок.
Архивная фотосъемка Герники в 1937
Любое мало-мальски эффектное произведение искусства о гибели Герники, как бы оно ни выглядело, привлекло бы в то время пристальное внимание публики. Так уж вышло, что это произведение создал Пикассо.
Причина 2: потому что художник был знаменитым
И этот факт был очень важным для того, чтобы слава полотна не только возникла, но и закрепилась. К 1937 году Пикассо — уроженец Испании, но давно уже абориген парижской арт-сцены,ему не нужно было бороться за славу, расталкивая локтями конкурентов. «Авиньонские девицы», которые породили кубизм, ажно 30 лет назад были написаны. Пикассо забронзовел. Все, что он делал, все его изобретения — сразу привлекало внимание публики.
Поэтому когда стало известно, что Пикассо напишет полотно на тему бомбардировки Герники, это гарантировало вдвойне, что это полотно, как минимум, не пройдет незамеченным. Дальнейшее зависело уже от того, насколько удачной получится эта работа.
Причина 3: потому что картина действительно удалась
Я знаю, меня читает много людей с консервативными вкусами, которые предпочитают старых мастеров-реалистов, и не понимают, «что такого в мазне этого Пикассо». Уговаривать вас и объяснять, тыкая пальцем по пунктам, чем именно крута «Герника», я не буду — слишком большая трата ресурсов, несоразмерная результатам.
Деталь картины. Выбор монохромной гаммы был смелым решением, которое оказалось психологически удачным
Это было бы столь же сложно, как объяснить поклонникам Моцарта и Россини, чем именно хорош Кипелов, Гребенщиков и Оззи Осборн. Если вы этого не слышите, значит — не слышите, если не видите — значит, не видите. Давайте вы просто согласитесь, что другие люди имеют право любить (и даже обожать) Кипелова, Оззи, БГ...
...и Пикассо.
Поскольку задача данного моего текста — не объяснить, чем картина так гениальна, а почему она так прославилась, то просто примите это как факт. На современников Пикассо, которые владели изобразительным языком абстрактного, авангардного искусства, которые не требовали от картин фотореализма ("которые слушали панк-рок"), так вот, на них «Герника» производила настолько же сильное впечатление, какое на зрителей-классиков производил «Последний день Помпеи» Брюллова, про гибель совсем другого города.
Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833
Эффект для первых зрителей работы Пикассо был еще сильнее, потому что Помпеи все-таки погибли тысячелетия назад, а Герника — в этом году.
Ну и конечно, отказ от реализма, грубые, экспрессивные герои работы потрясали, задевали за живое именно своей грубостью и эмоциональностью.
Причина 4: картина завораживает и дает возможность множества толкований
Но в этом полотне есть корм не только сердцу, но и мозгу.
Люди, как известно банковскому счету Дэна Брауна, обожают всякие загадки и всевозможные истолкования. Картина Пикассо — полна всяким странным и предоставляет огромный интерес для любителей поразгадывать. Что символизирует бык? А что олицетворяет кинжал? А лошадь — она аллегория чего? А что имел в виду автор с фрейдистской точки зрения, рисуя эту лампочку? Она значит авиабомбу? А может, глаз Бога? Разнообразные попытки толкования и объяснения смысла «Герники» — одна из причин ее долговременной популярности.
Причина 5: потому что картину правильно представили публике
В 1937 году в Париже должна была открыться Всемирная выставка. Все страны старались придумать для своих павильонов что-то особенное.
В 1937 году павильон СССР был украшен фигурой Рабочего и Колхозницы (напротив -- павильон фашистской Германии)
В январе, за несколько месяцев до открытия выставки, Испания заказала Пикассо, который был самым знаменитым испанцем в Париже, написать для павильона отчизны что-нибудь. Сначала Пикассо думал на тему голых баб (неожиданно, да?) и даже сделал несколько предварительных набросков. Но тут в апреле люфтваффе отбомбились по небольшому баскскому городку... И тема трагедии накрыла художника с головой.
В итоге павильон Испании потрясал зрителей выставки, у которых вообще-то в 1937 году было, с чем сравнивать. Картина угнетала своими размерами, как настенная фреска: длиной в 7,7 метров и высотой в 3,5 метра.
Испанский павильон в 1937 году
Публика была шокирована. Многим и тогда совершенно не понравилось. Одна газета (испанская, кстати), даже написала: «"Герника" — полотно огромных размеров — ужасна. Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь». Однако спорить с тем, что эта вещь вышла эпохальной, никто уже не мог. А художники, галеристы и прочая арт-публика в один голос постановили, что эта картина по своему влиянию на окружающих сравнима с ядерным взрывом (про которых они тогда еще, впрочем, не знали). В том числе, сравнима и по неизлечимому теперь влиянию и на последующие поколения художников.
Причина 6: потому что дальнейший маркетинг был еще более удачным
Сам Пикассо мечтал, чтобы его знаковая работа была представлена на родине, в Прадо. Но к тому времени, когда стало ясно, что это реально веха его творчества и шедевр современного искусства, республиканское правительство, заказавшее полотно, уже окончательно кончилось. В Испании на долгие десятилетия воцарился Франко. Картина начала путешествовать.
Сначала «Гернику» начали возить по Европе, где выставки с ней помогали собирать деньги на борьбу с режимом. Выставка в каждом новом городе — это новый всплеск внимания прессы, новая подпитка её славы. И подпитка была такой регулярной, что слава все прочилась и прочилась. В 1939 году картина переплыла океан и оказалась в Нью-Йорке, на большой выставке Пикассо. Живописец постановил, что МоМА (главный музей современного искусства в США) отныне становится "опекуном" этой работы.
И МоМА отправил работу в выставочное турне по США. До 1952 года ее провезли от одного океана до другого (про то, как свежая пресса влияет на подпитку славы, вы помните). Потом ее таскали по Латинской Америке и снова по Европе. В 1958 году её наконец вернули в МоМА: потому что гигантский холст затаскали по гастролям до такой степени, что он стал ветхим и возить его попросту стало опасным. За это время «Герника», благодаря своей энергетике, стала восприниматься не просто как символ бомбардировки отдельно взятого города, а как эмблема всех ужасных войн ХХ века.
Пикассо умер в 1973 году. Генералиссимус Франко — в 1975 году. А в 1981 году мечта художника исполнилась — «Герника» приехала в Испанию, уже не фашистскую. Причем МоМА (конечно) долго не хотел отдавать картину: мол, по завещанию Пикассо её можно вернуть только в республику, а у вас там вообще-то монархия теперь! Но пришлось вернуть. И это обретение «Герникой» истинной отчизны стало еще одним знаковым событием, подчеркивающим, что фашизма в Европе больше не осталось. А вы представляете, насколько это важно.
Пакуют!
Сначала картина висела в Прадо, как и хотел автор. Но несколько лет спустя, вместе со всеми другими модернистскими картинами (созданными позже 19 века) ее перенесли в соседнее здание, новый Музей королевы Софии.
А вот еще показательная история. Рокфеллер хотел в пятидесятые купить эту картину, Пикассо ему отказал (потому что ощущал миссию и значение работы). Тогда Рокфеллер заказал копию, но не картину, а полноразмерный гобелен. Визуально его можно отличить от оригинала по большему количеству коричневых оттенков. В связи с миротворческой и остерегающей репутацией «Герники» этот гобелен попросили в ООН, и с 1985 года фонд Рокфеллера отдал его туда в аренду. На фоне этого гобелена проходили многие пресс-конференции. Иногда, правда, его убирали: по слухам, американские дипломаты жаловались, что на фоне пикассовских демонических лошадей они смотрятся нефотогенично.
Пресс-конференция в ООН
Подытоживая: значение «Герники» — не только в ее эстетических достоинствах, но и в том, что она значит для трагической истории ХХ века.
***
Список других выпусков цикла "Шедевры от А до Я".
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
Bestcambria_1919
September 20 2019, 06:50:22 UTC 5 years ago
А тут монументальный, всем открытый ужас ужас.
Что и роднит с классикой. Ад Микеланджело и пр. - по впечатлению. Но то Апокалипсис, надвечное. "А это было вчера". 26 апреля. "Утром в газете, вечером"...
Монохром, как в газете.
Люди той эпохи - чёрно-белого кино и фотографии - часто видели чёрно-белые сны. И даже удивлялись, что бывают цветные. Удивительно.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →