Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Изнасилования у Рубенса, выпуск №5: «Персефона»

Кто преступник? Кто жертва? Как она отомстила за свое унижение?
Причем тут кофе и ядерный чемоданчик?


П.П. Рубенс. "Похищение Прозерпины". 1636-8, Прадо


(Продолжаю переносить в старый добрый жж посты, написанные для яндекс-дзена (см. по тэгу "переезд старых постов").


Картина Рубенса «Похищение Прозерпины» продолжает цикл полотен художника, посвященный эдаким экстремальным способам вступления в брак, при которых женщина совершенно против, однако ж кто её, козу глупую, спрашивает. Ранее я уже рассказывала о других полотнах Рубенса на ту же самую тему (см. по тэгу), причем их обилие наводит на странные мысли о внутренних демонах художника, возможной сублимации его тайных фантазий — ну, или возможно, о том, как он превосходно чуял рынок и конъюктурно воплощал фантазии чужие...

Полотно «Похищение Прозерпины» — это не первоклассный шедевр, но вполне себе типичный «рубенс»: хорошо написан, композиция грамотная, драпировки красивые. Однако на общем фоне продукции художника картина не выделяется. Ну, то есть, внезапно найти её в гараже и толкнуть на аукционе за миллионы — будет приятно, а вот запоминать название и узнавать в лицо — совершенно не обязательно (в отличие от «Похищения дочерей Левкиппа», выпуск №1, которое реально шедевр).

Гравюра с картины Рубенса


КТО ЗДЕСЬ НАРИСОВАН?

Жертва: по греческому паспорту Персефона, по итальянскому — Прозерпина (оба варианта грамотные). Хотя она была дочерью верховного олимпийского бога Зевса Громовержца и богини земледелия Деметры, но у нее самой еще специализации не было: слишком юна, тесты по профориентации еще рано проходить было. (Рубенс, как обычно, этим пренебрегает, и пишет боди-позитивную мадам, ибо в его эпоху покупатели на кости не кидались, картин с нимфетками не покупали).



Преступник: по греческому паспорту Аид, по итальянскому — Плутон. Аид был представителем предыдущего поколения богов, то есть с трудоустройством у него уже все было ок. Он работал царем Подземного царства, названного в его честь Аидом (наше слово «ад» — оно как раз от этого имени и происходит).



Свидетельницы: уникальный случай! в картине Рубенса, посвященной изна... похищению, хоть кто-то, да пытается главному герою помешать! Пусть и безуспешно. Здесь это (слева направо): богиня охоты и луны Артемида (опознается по ободку с полумесяцем в волосах), богиня венерических увеселений Афродита (опознается по размеру 4D а-ля натурель) и богиня мудрости войны Афина (вечно в доспехах: работа опасная).



ПОЧЕМУ ЕЕ ПОХИЩАЮТ?

Да все то же самое, что было со времен пещерных людей и ухаживанием путем черепно-мозговой дубинкой по голове и вплоть до наших дней, с этим их «ну тебе что, жалко? я же тебе целое одно кофе купил! должна отработать!». Короче, как говорил дедушка Крылов: «ты виноват уж тем что хочется мне кушать»: Персефона была виновата тем, что была женщиной, и была молодой. И поныне — сие остается главной причиной половых преступлений (ну, помимо распития сверхдоз алкоголя в компании каких-то мутных мужиков: не делайте так, девочки!).

В случае Персефоны и Аида ситуация осложнялась общим контекстом токсичной семьи, в которой формировалась личность потерпевшей. И личность преступника! Потому что он приходился ей родным дядей, причем дважды: ее родители Зевс и Деметра были братом и сестрой, а Аид был им братом. Проблемами инцестуальности и инбридинга олимпийские боги вообще не очень заморачивались, наоборот, скорее считали, что это кросс-скрещивание закрепляет всякие там магические сверхспособности (что реально и происходило).

Уолтер Крейн. "Похищение Персефоны", 1877


К тому времени, как Персефона выросла и округлилась, ее отец уже был женат на другой своей сестре — Гере, а ее мама Деметра несла крест матери-одиночки. Аид, положив глаз на племянницу, спросил разрешения на «брак» у отца, Зевса, сугубо по патриархальным традициям. Мать Деметру никто ставить в известность не стал. Зевс сдал брату все пароли, явки и код от шлагбаума, и когда юная Персефона пошла собирать цветочки на лугу, Аид на своей колеснице, запряженной адскими черными конями, выскочил из-под земли и ее похитил, унес в свое Подземное царство, через раскрывшуюся в земле расщелину.

Кристоф Шварц. "Похищение Персефоны". Ок. 1573


ЧТО БЫЛО ДАЛЬШЕ?

В греческой мифологии вообще редко бывало, чтобы в подобных преступлениях похитителя настигало возмездие в лице родичей жертвы, которые бы прибили его гвоздями к полу за всякие части тела. А девицу (которая уже анатомически не) чтоб возвращали в родной дом. Увы, поскольку девица к этому моменту наверняка оказывалась порченной, ситуацию предпочитали замыливать законным браком, пусть лучше такой муж, чем никакой (потому что не-девицу бы никто замуж не взял бы). В случае Персефоны все отягощалось тем, что ее родственники мужского пола, как вы убедились, сами еще те распутные хищники, неоткуда было ей ждать защиты. Одна мама Деметра, прождав ее несколько дней в полной неизвестности, в панике начала метаться, а потом стала бродяжничать по всей земле, в поисках дочери. Влипая во всяческие неприятности (подробности в моей книге "Омерзительное искусство").

Потом Деметре все-таки добрые люди сообщили, кто именно похитил ее дочь. Она устроила грандиозный скандал Зевсу и потребовала вернуть дочь, ей было все равно, что та уже наверно «порченная». (Это потому что Деметра — представительница матриархата, а не зацикленного на чистоте и коитусе мужского сообщества). Зевс сначала отказывался, но Деметра воспользовалась инструментом шантажа. Она была богиней земледелия, и по ее приказу земля прекратила плодоносить. Начался голод, люди стали массово помирать.

Тогда Зевс сказал: ок, верну девочку, но если она ничего не успела съесть в Царстве мертвых. Если хоть что-нибудь она съела из того мира, то уже все, помечена, не вернуть.

Данте Габриель Россетти. "Прозерпина". 1874


Персефона, хотя провела в Подземном царстве уже достаточное время, что-то подобное наверняка подозревала, потому что за весь этот срок ничего съедобного в рот не брала. Один только раз Аид убедил ее съесть зернышко граната (поэтому ее рисуют с плодом граната в руках).

«Ага! — обрадованно сказал предатель-папа Зевс Деметре. — Слышь, извини, не выходит!». И увидел, как рука богини земледелия потянулась к кнопке голода в ее ядерном чемоданчике. В конце-концов сторговались на полгода: шесть месяцев Персефона проводит с любящей мамой на земле (и тогда у нас весна и лето), а другие полгода она спускается в Подземное царство. И тогда Деметра горюет, и у нас осень и зима.

Заодно Персефона получила должность царицы Подземного царства, а потом — видно, укрепив моральный дух примером настоящего кремня, своей матери, плюнула на Аида, не родила ему ни единого ребенка (по тем временам скандал), да и вдобавок завела себе красавчика-фаворита Адониса, но об этом в другой раз.

Аид и Персефона на престоле в Подземном царстве. У их ног адский пес Цербер. Миниатюра 15 века


МОРАЛЬ: Если у вас есть нестойкий в морали одинокий родственник-мужчина, не стоит надеяться, что его кровное родство с вашей подрастающей дочерью застрахует ее от серьезной психической травмы, если ему вдруг приспичит. Я серьезно говорю, куча случаев в реальной жизни таких.

***
***
Обратите внимание:
моя новая книга "Воры, вандалы и идиоты. Криминальная история русского искусства"
стала доступной на лабринте и во многих других магазинах


Tags: омерзительное искусствоведение, переезд старых постов, рубенс
Subscribe

Posts from This Journal “омерзительное искусствоведение” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 60 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “омерзительное искусствоведение” Tag