Тут на днях я делала текст о том, как в музей Нового Иерусалима передали конфискованные картины из коллекции бывшей жены одного арестованного министра. И, читая то, что пишут об этом журналисты (и в особенности, слушая то, что говорят об этом тележурналисты), я испытала острый приступ ангста.
Употребляют это слово часто.
Значит, надо записать ликбез.
Борис Григорьев. «Работники в поле». 1920
Почему это словоупотребление неверно?
Потому что слово «шедевр» не является синонимом слов «картина» или «произведение искусства». Оно заведомо несет в себе качественную оценку.
По той же причине слово «шлягер» или «хит» означает не любую «песню» в мире, а только ту, что прогремела, прославилась. У Высоцкого песни «Кони привередливые» или «Он не вернулся из боя» этим словом можно охарактеризовать. А какой-нибудь его «Бег иноходца» или «Марш антиподов» — отнюдь нет.
Слово «бестселлер» означает книгу, которая УЖЕ хорошо продается. Печатать его на обложке книги, которая вот только выходит из типографии, корректно только в случае, если это не первое издание, а второе и так далее, Иначе это маркетинговая дурь и вранье.
Слово «блокбастер» тоже изначально обозначало фильмы, которые УЖЕ собрали огромную кассу. Но, поскольку, в отличие от картин, песен и книг, кинопроизводство требует огромного бабла, значение слова со временем размылось, и оно стало обозначать фильмы, которые сразу снимают с расчетом, что он порвет кассу, и поэтому закладывают ему гигантский бюджет. (Однако это не страхует от того, что блокбастер станет кассовым провалом).
Но вернемся же к вопросу живописи.
Что делает картину «шедевром»?
Как понять, в отношение каких произведений искусства это слово корректно использовать?
Борис Григорьев. Женщина в цилиндре. 1919
1) Шедевр — это наверняка очень известная и очень популярная картина.
Шедевр не может возникнуть из ниоткуда.
Невозможно, чтобы настоящий шедевр висел в квартире жены подмосковного министра годами, где его никто не видел, а потом — бабац — при передаче в Новый Иерусалим картина оказывается шедевром. Исключение — в случае, если эта картина раньше была очень известной, потом пропала из виду, полвека спустя министр ее купил, и вот наконец она снова на виду у публики, а искусствоведы давно ее знают.
На чердаке найти "шедевр Караваджо" могут только в том случае, если до этого известно, что шедевр этот существовал, причем желательно известно по цветным фотографиям (как, например, рафаэлевский юноша из Кракова, похищенный нацистами).
Шедевр — это картина, которая годами или даже столетиями находится на виду, имеет отличную репутацию или даже славу. Он отличается высокими художественными достоинствами, которые общепризнаны, которые десятилетиями обсасывались в научных статьях и при копировании другими художниками. Скорей всего. вы — даже если не увлекаетесь искусством — узнаете шедевр «в лицо», потому что видели его на конфетной коробке, сувенирной кружке, репродукции в учебнике. А если не видели раньше и не узнаете, то все равно, скорей всего, картина вас чем-нибудь да поразит, заденет. Потому что шедеврами просто так не назначают, в них всегда есть нечто, что особенно цепляет.
(Шедевры еще обычно висят в государственных музеях, это способствует распространению их славы путем господдержки и кумовства).
Борис Григорьев. Портрет Шаляпина. 1919
2) У художника, даже великого и знаменитого, может быть во всем наследии только один-десять шедевров. Если художник великий и знаменитый — любая картина за его подписью автоматически шедевром НЕ СТАНОВИТСЯ.
Валентин Серов написал несколько сотен портретов. Но шедевры его портретной живописи — это реально те, вот которые сразу и вспоминаются: Девочка с персиками, Девушка, освещенная солнцем, Мика Морозов, Зинаида Юсупова, Мария Ермолова, Гиршман, Орлова, Ида Рубинштейн. Может, пару-тройку кого я забыла, но не более того. Остальные его работы — замечательные, великолепные, превосходные, красивые и проч. Но не шедевры.
У Пукирева — один-единственный шедевр, "Неравный брак" называется. У Саврасова — "Грачи прилетели". Сколько картин Исаака Левитана вы припомните по названию? Скорей всего, именно они и есть его главные шедевры; остальные же — так, просто хороши.
Из всего обилия произведений искусства в мире — дай бог, если шедевры составляют один процент. (И именно на воспоминания об этом проценте основывают свои обличения те комментаторы, которые мне пишут, что ВСЕ старинное искусство красиво, а современное нет. Да вот нифига, вы просто остальные 99 процентов не знаете).
3) "Красивая картина" — не синоним слова "шедевр".
Если картина красивая, гармоничная, ваша любимая и проч. — это ее шедевром все равно не делает. Мнение 1 искусствоведа или 1 журналиста, или 1 владельца картины — не делает. Попадание в шедевры — это совокупность факторов, и результат мнения не одного человека, а многих ценителей.
"Женщина в черном" Бориса Григорьева достаточно симпатичное полотно.
Но в шедевры записана не она, а "Неизвестная" Крамского".
Картина, объявленная шедевром, совершенно не обязана вам нравиться (см. "Черный квадрат" Малевича, только не начинайте, все тут обсудили).
Шедевром картину (помимо качества) делает признание публики, широкой публики, долговременное признание.
СЛАВА.
К примеру, вот художник Борис Григорьев, который служит мне для иллюстрации этого текста. Он очень хороший мастер, картины у него качественные. Но вот истинно великий и знаменитый шедевр у него только один, двойной портрет Всеволода Мейерхольда (1916).
Кстати, кто у меня любит отвечать на вопросы, попытайтесь в комментариях ответить — почему именно эта картина из всего его наследия заслужила этот эпитет, а другие — нет?
4) Чтобы стать «шедевром», произведению искусства придется хорошенько и долго поработать.
Пресловутый аукционный рекорд «Спаситель мира» типа кисти Леонардо да Винчи — не шедевр. Несмотря на то, что он объявлен работой Леонардо да Винчи.
Помимо того, что «Спаситель мира» попросту не оч. хорошо написан и паршиво сохранился, у него нет никакой продолжительной выставочной и статейной истории, положительной репутации. Фактически — он новорожденный.
Новорожденная работа не может быть шедевром. Свежесделанная работа не может быть шедевром. Даже если она превосходная.
Что песня стала хитом — мы узнаем через недельку, когда она взлетела в чартах. Что картина стала шедевром — по-хорошему, можно понять лет через пятьдесят, когда вся шелуха облетит.
Вообще, про произведения художников, которые еще живы, так даже говорить неправильно. Точней, есть нюансы: можно сказать "это главный шедевр кисти Петрова!", придя на его выставку. А вот говорить "эта картина Петрова — истинный шедевр!" можно только жене и маме Петрова.
Борис Григорьев. Приготовление блинов (диптих). Ок. 1925
В общих чертах как-то так.
Не знаете, чем заменить слово "картина"?
Слова "произведение искусства", "предмет", "работа", "вещь" — не устраивают?
Открывайте synonymizer.ru и окунайтесь во все многообразие русского языка.
Только, ради бога, не "шедевр".
***
Обратите внимание:
моя новая книга "Воры, вандалы и идиоты. Криминальная история русского искусства"
стала доступной для предзаказа на лабринте
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
Comments for this post were locked by the author