Он работал во многих жанрах: кормился, преимущественно, с заказных портретов, но пуще всего любил делать вот такие жанровые сценки, прославляющие науку и прогресс, причем эффектным языком барочных еще светотеней, что к его времени, гегемонии классицизма, стало уже старомодненько.
Философ, объясняющий модель Солнечной системы, ок. 1766
Караваджизм, как вы помните, манера 17 века, использовавшаяся, в первую очередь для религиозных сцен. Нидерландцы того же столетия подхватили ее для создания картин про пирушки и концерты. А Дерби, вот, использовал это уже для новых тем, индустриальных, научно-технических.
Но получалось, тем не менее, практически настоящая мистика.
«Алхимик в поисках философского камня, обнаруживает фосфор и молится за успешное завершение его действий, согласно обычаю древних химических астрологов», 1771
Эксперимент с птицей в воздушном насосе, 1768
фрагменты
Кузница, 1772
Чтоб мы понимали, это эпоха Екатерины Великой, Людовика 15, время совсем других полотен, величественных и героических. Но Дерби, как провинциал, островитянин, поживший в этой самой Италии и посмотревший, что там сейчас актуально, обдуманно решил отказаться от модненьких тенденций, чтобы делать так, как ему нравится, писать не спокойное, а эмоциональное и сосредоточенное.
Три человека, рассматривающие гладиатора при свечах, 1765
Академия в свете лампы
Две девочки, наряжающие котенка при свете свечи, 1768-1770
При этом, посмотрите, в заказных портретах он вполне себе традиционен.
Супруги Гисборн, 1786
Неизвестный
И в пейзажах ничего экстраординарного
Довдейл, 1785
Исторический-героический жанр традиционно для того времени смешноват своими позами.
Коринфская дева, 1784
А вот та, другая тематика, как сразу его раскрепощала, удивительное дело.
Человек, закапывающий норы, 1773
Главное -- найти свое место в жизни, короче.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →