Как же это знание поможет нам во время посещения музеев классического искусства?
А потому что в некоторых древних жанрах, особенно в аллегорическом, оно работает ровно по тому же принципу.
Проблема в том, что мы, люди 21 века, просто не понимаем вот тех подтекстов, которые для автора и современного ему зрителя были совершенно очевидны.
Например, в чем смысл данного портрета, может догадаться тот, кто знает легенду про Римское милосердие, о которой у меня было в "омерзительном искусствоведении". Знающий данную историю современный человек может понять смысл картины. И примерно интерполировать, насколько нежным и трогательным казался этот портрет в эпоху классицизма. Для остальных он покажется диким.
Б. Краффт. Портрет графа Хартига и его жены Элеоноры в образе "Римского милосердия". 1797
Картина Рембрандта «Блудный сын» кажется нам шедевром, потому что мы знаем щемящую и трогательную историю. Достраиваем восприятие из головы. Его же «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» производит меньшее впечатление, потому что обычный человек видит, что просто каких-то трое сидят за столом. А иудей сразу поймет, что это про Пурим и спасение его народа: уровень понимания и, следственно, эмоций -- совсем другой.
Вот здесь голая тетенька с веником выбирается из колодца.
Эрудированный человек не ржет: это «Истина, выбирающаяся из колодца, вооружённая плетью для наказания человечества» работы Жерома.
Вот тут, у Лорена де ла Ира, две тетеньки целуются.
Нет, это не пропаганда нетрадиционных отношений. У дамы в синем меч и весы, значит, это Фемида, аллегория Правосудия. У дамы в коричневом - горящий факел, который она тушит об доспехи. Картина называется «Поцелуй Мира и Правосудия». Это из Псалма №84: "Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются". Картина, чей смысл угадайте теперь какой, написана в честь окончания французской гражданской войны - Фронды.
Тот же сюжет у Тьеполо.
Винсент Селлаэр, 1530
Дяденька на этом портрете голый до такой степени, что лобковые волосы торчат. Почему супер важного человека так нарисовали?
Это Андреа Дориа, генуэзский флотоводец. У него трезубец, он -- воплощение бога Нептуна, владыки морей.
У Дюрера это не портрет бомжихи в теплом климате.
А аллегория Алчности.
Папа заказал портрет своего сына в образе Ганимеда, похищаемого орлом. Это не потому, что мальчик стал жертвой педофила-отца, и тот этим хвастается.
Есть шанс, что ребенок к этому моменту просто уже помер. И скорбящий отец таким образом изобразил, как душа ребенка возносится на небо, безо всяких гомосексуальных подтекстов.
О шедеврах (которых по сравнению с основной массой картин примерно 1%) нам просто обычно рассказали, о чем они. Что они символизируют, что означают. И это знание смешивается с нашим визуальным восприятием при взгляде на знакомое полотно.
Если не рассказали, о чем это -- приходится сложнее, прежде чем испытать эмоцию надо напрячься, и проанализировать картинку мозгом.
Выше - "Отравленные газами", 1919, Дж. С. Серджент.
***
Именно поэтому меня весьма печалит, когда мне пишут: "знать, о чем картина -- совершенно не обязательно. Достаточно просто посмотреть на нее и понаслаждаться красотой".
Это совершенно не так. Знать, что происходит на картине, и что произойдет дальше, обязательно для полного наслаждения.
Иначе никогда не понять, почему все Мадонны всегда печальны.
***
Обратите внимание:
моя новая книга "Воры, вандалы и идиоты. Криминальная история русского искусства"
стала доступной для предзаказа.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →