В. И. Суриков. Боярыня Морозова. 1884-1887. ГТГ
1) Главная героиня картины Феодосия Прокофьевна Морозова — миллионерша из высших слоев общества. С царской фамилией в свойстве — брат ее покойного мужа был женат на девице Милославской, сестре царицы. Однако это никак не помогло Морозовой, когда она пошла против мужа этой царицы, Алексея Михайловича.
Василий Суриков. Этюд к картине "Боярыня Морозова"
2) Миллионы Морозовой не помогли, даже наоборот, внесли в ее борьбу с царем элемент личного интереса для государства. Одно ведь дело, если ты, государство, просто какого-нибудь либерала-нищеброда-фрилансера прихлопнешь. А другое — если этот оппозиционер еще и олигархом окажется, и его имущество можно конфисковать. А пока чиновники будут заниматься описями и конфискациями, ведь много всякого к их рукам может прилипнуть, не так ли?
Василий Суриков. Этюд к картине "Боярыня Морозова"
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0c/Boyaryna_Morozova_by_V.Surikov_-_sketch_11.jpg)
3) Конфликт возник на почве неодобрения боярыней политики государства. Так все время бывает: скажем, хочет глава государства с Европой дружить, всякие преференции им предоставлять и разоружаться — а всякие ГКЧП сего не одобряют, они за консервативные коммунистические ценности. Или наоборот, желает вождь закукливаться и запрещать деятельность иностранных агентов — а олигархи, наоборот, за то, чтобы сеять сладость и свет иностранных знаний, да благотворительностью гринписовской заниматься. Конфликт боярыни Морозовой и царя Алексея Михайловича тоже был идеологический (маскировался под религиозный): он, вместе с патриархом Никоном, был за унификацию православия, приведения всего в порядок и постановку под жесткий контроль. Она же, вместе со своими единомышленниками (которых потом назовут "старообрядцами") считала, что контроль государства это зло, и реформы — это тоже фигня еретическая.
Василий Суриков. Этюд к картине "Боярыня Морозова"
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2c/Boyaryna_Morozova_by_V.Surikov_-_sketch_09.jpg)
4) Жесты всегда важны для агитации толпы. Мы в ХХ веке так хорошо это знаем: зигующие толпы у Рейхстага и этот же жест у бритоголовых подростков. "V значит Victory", которое показывал на пальцах Уинстон Черчилль. Пионерский салют. В конце-концов, та же "рокерская коза", которая позволяет почувствовать свое единение с радостной толпой на офигительном рок-концерте (впрочем, сейчас вытянутые руки у всех сплошь заняты снимающими мобилами, увы).
Одним из ключевых камней преткновения между сторонниками реформ Никона и старообрядцами был спор, как креститься — двумя пальцами или тремя. На Руси издавна крестились именно двумя. Но Никон съездил в загранкомандировку в Грецию, и выяснил, что там уже 400 лет крестятся тремя (в честь Троицы и т.п.), решил, что мы отсталые и ввел это законодательно. Старообрядцы сочли это ересью и назло ему продолжали скрещивать только два пальца для крестного знамения и благословения (как боярыня на картине Сурикова). Притесняли их за это очень жестко.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5b/Boyaryna_Morozova_by_V.Surikov_-_sketch_14.jpg)
5) Ничем хорошим эта борьба для Морозовой не кончилась. Если госмашина решила про тебе прокатиться (и забрать твои миллионы) — выход только один: сбегать на Тайланд. Но Морозова была идейная, да и до Тайланда до изобретения авиации далековато... зря.
Боярыня и ее сестра Евдокия Урусова были арестованы, пытаны на дыбе, заключены в земляную тюрьму в монастыре в Калужской области, где обеих примерно за год довели до смерти, уморив голодом. 14 человек из их слуг сожгли заживо. Ее учителя и вдохновителя, протопопа Аввакума, через несколько лет тоже сожгли.
А состояние ее, ага, конечно конфисковали, как же без этого.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →