Выбор среди наследия Тициана – какую картину «назначить» Роксоланой, между прочим, существовал. Так, в музее Уффици хранится работа его мастерской, которую относят к тому же типу regina orientale[17]. Она известна как «Портрет Катерины Корнаро, королевы Кипра», будто бы изображающий знатную венецианку XV века, вышедшую замуж за одного из Лузиньянов и умершую в 1510 году, задолго до создания картины.
Тициан (мастерская). «Портрет Катерины Корнаро в образе св. Екатерины Александрийской». После 1542 г. Уффици
Но биографы кипрской королевы в недавней книге, посвященной Корнаро[18], решительно отвергают предположение, что Тициан мог нарядить христианку и венецианскую аристократку в столь откровенно мусульманский наряд. Они, вслед за другими учеными, причисляют т.н. «Катерину Корнаро» к числу вымышленных «восточных красавиц» Тициана.
Любопытно, что султанша из флоридского музея, судя по публикации 1887 года, тоже одно время звалась «Королевой Кипра»[19]. И другое свидетельство глубокого внутреннего родства обеих дам: в 2017 и 2018 году на аукционе «Сотбис» были проданы[20] целых две копии «Катерины Корнаро», но обе были выставлены как портреты Роксоланы, опираясь на данные от владельцев.
Неизвестный художник, Италия. «Портрет Роксоланы, жены Сулеймана Великолепного», 19 век. Sotheby’s
Неизвестный художник, Италия или Франция. «Хюррем Султан, жена Сулеймана», 18 век. Sotheby’s
Тем не менее, с тициановской «Россой» искусствоведами была отождествлена лишь флоридская турчанка. Одной из причин этого было сходство высокого головного убора на картине с гравюрами, изображающими знаменитую султаншу. Эти гравюры, создававшиеся в XVI веке, являются важным иконографическим источником представлений о внешности Роксоланы и поэтому на них можно рассчитывать при опознании.
Теодор де Бри. Портрет Роксоланы из книги «Vitae et icones Sultanorum turcicorum» (1596) со стандартной для ее портретов надписью «Rossa Solymanni vxor» (Росса, Сулеймана жена)
А как же сходство?
Увы, любые надежды на то, что в образе Роксоланы работы Тициана (вернее, автора идентичной копии), присутствует портретное сходство, надо оставить.
Во-первых, Тициан никогда не бывал в Стамбуле. А если б был, то в гарем, в общество женщин, его бы не пустили ни в коем случае. Его учитель Джентиле Беллини жил в столице Османской империи некоторое время и даже расписывал дворец султана. Но единственная турецкая женщина, изображенная им, на карандашном рисунке, по мнению исследователей, может быть вообще европейкой, наряженной в восточную одежду для большего эффекта, или представительницей одного из завоеванных османами народов, т.е. принадлежащей к низшей касте. Другие художники Ренессанса, жившие в Стамбуле уже в эпоху Тициана, например, Николя де Николе и Мельхиор Лорк, могли довольствоваться лишь зарисовками с уличных женщин и наймом для позирования проституток[21]. Позирование турчанок для портретов в нашем понимании этого жанра, может возникнуть лишь в XVII-XVIII веках, когда это станут делать сожительницы европейских резидентов в Стамбуле. Дамам благородной крови этого придется ждать еще дольше, до XIX-ХХ веков.
Джентиле Беллини. «Турецкая женщина», 1480. Британский музей
Не надо предполагать, что Тициан скопировал свою «Россу» с чужой работы, написанной с натуры, то есть с реально позировавшей Роксоланы. Ни одного мужчины-европейца к женщинам такого высокого положения не пускали даже в XIX веке, что уж говорить о XVI веке. Османского художника в гарем бы тоже не пригласили. Первым нормальным османским художником, писавшим реальные портреты реальных гаремных женщин, оказался художник-любитель халиф Абдул-Меджид II, и обратите внимание на даты его жизни: 1868-1944.
Да даже если б один из османских художников XVI века написал с натуры портрет Роксоланы, то отразить физиогномическое сходство в нашем понимании он бы не смог – из-за царившего тогда в исламском искусстве способа стилизации лиц, особенно женских, которым положено было быть идеально гладкими.
Наккаш Осман «Портрет Сулеймана Великолепного» из рукописи «Semailname». 1579, Дворец Топкапы
Впрочем, признаемся честно: Тициан действительно рисовал Роксолану с чужого произведения! Только очередность работы была совсем другой. Искусствоведы предполагают, что Тициан взял гравированный портрет Роксоланы (скорей всего, отпечатанный Маттео Пагани в Венеции около 1550 года или сходный с ним) и создал, опираясь на него, свою картину маслом[22]. Причем он написал Роксолану, как свидетельствует Вазари, «в возрасте 16 лет», хотя в ту пору ей было уже около пятидесяти. Костюм он «раскрасил и улучшил», опираясь, очевидно, на описания и книги путешественников, бывавших в Османской империи.
Неизвестный художник. Парные портреты Сулеймана и Роксоланы, ок. 1550 (изд. Маттео Пагани, Венеция). Надпись: «La piu bella e la piu favorita donna del gran Turcho dita la Rossa»
Так быть может, автор гравюры видел Роксолану, и искать ее истинные черты следует в графике? Нет. Дело в том, что существует такой жанр, как «вымышленные портреты». Для лучшего понимания этого жанра перенесемся немножко в другие широты – в Россию, так нам легче будет понять его принципы. Аналогия удобная: как и Османская империя, допетровская Русь была для европейцев в визуальном смысле «терра инкогнита». Другая черта сходства – в обеих странах не было развито реалистическое искусство. То есть не существовало художников, которые могли бы писать похожие портреты.
При этом существует любопытный психологический закон – когда читаешь о каком-нибудь интересном человеке, то хочется представить его облик. И если портретов этого человека не сохранилось, массовое бессознательное начинает либо представлять, то есть конструировать эти портреты, либо приписывать этому персонажу чужие изображения. Классическое «природа не терпит пустоты». Сегодня, в эпоху интернета, это происходит особенно быстро и странно: таким образом кровавая герцогиня Елизавета Батори для рядового пользователя гугла имеет лицо флорентийской аристократки Лукреции Панчиатики с портрета Бронзино, а фаворитка Петра I Анна Монс внезапно опознается в «Смолянке Нелидовой» Левицкого. В эпоху Ренессанса происходили похожие процессы, при этом ситуация отягчалась тем, что многие собирали портретные галереи знаменитостей и, как положено увлеченным коллекционерам, не терпели лакун. Поэтому в европейском в огромном количестве создавались «портреты» людей, которые на самом деле не могли существовать. Таковы, например, «вымышленные портреты» Ивана Грозного и Лжедмитрия. Любопытно, что внешность фальшивого царевича – рыжего и с бородавкой, сегодня нам хорошо известна по работам польских художников. Однако на Западе были не знакомы с этой иконографией, и создали своего вымышленного героя.
Вымышленные портреты Лжедмитрия, XVII век
Вымышленные портреты Ивана Грозного, неизв. худ., XVIII-XIX вв. ГИМ; Вологодский музей-заповедник
Традиция «вымышленных портретов» привилась и в Российской империи – стены дворцов украшали картинами маслом, изображавших предков: царей и великих князей. Их облик был буквально высосан из пальца: разумеется, Александр Невский никогда не мог быть написан с натуры. Аналогичным образом Роксолана и ее супруг Сулейман Великолепный привлекали большое внимание среди своих современников- европейцев. По мнению искусствоведов, ранние «портреты» Роксоланы были изготовлены именно гравёрами. Вернее – придуманы, сфальсифицированны[23].
Первым, судя по всему, был нюрнбергский гравер Себальд Бехам, около 1530 года создавший профильное изображение султанши[24]. В нюрнбергских типографиях 1530-х годов наблюдался всплеск интереса к османской теме. Это было связано с осадой Вены турками 1529 года, сильно поразившей воображение христиан. Помимо Роксоланы изображали ее мужа, страшного полководца Сулеймана Великолепного, и других османов.
Себальд Бехам. «Портрет жены султана Сулеймана», ок. 1530 г.
Но гораздо большую популярность приобрел другой тип ее сфабрикованного изображения, в три четверти, примером которого служит гравюра Пагани[25].
Подчеркнем, что при создании этих гравированных портретов авторы опирались исключительно на собственное воображение.
Таким образом, заслуга Тициана была в том, что он взял растиражированную гравюру с портретом Роксоланы и превратил ее в прекрасную картину.
Кстати, о красоте: то, что лицо женщины с флоридского полотна так прекрасно, имеет весьма объяснимую причину. И она никак не связана с какой-либо реальной привлекательностью Роксоланы, немолодой дамы, жившей далеко от Венеции. На самом деле исследователи творчества Тициана находят в ее чертах большое сходство с постоянной натурщицей мастера – его дочерью Лавинией[26]. Некоторые изображения в жанре «красавиц», написанные с нее Тицианом, весьма напоминают «Россу», отличаясь от нее лишь головным убором и деталями гардероба[27]. Особенно похожа на нее «Дама с яблоком» из Вашингтонской галереи искусств, вдобавок одетая в восточный халат.
Тициан. «Портрет дамы с яблоком». Ок. 1555. Национальная галерея искусств, Вашингтон
Но даже если для полотна позировала не Лавиния, в любом случае, модель отличалась типичной венецианской красотой того времени – золотистыми локонами, мягкими чертами лица. Это был излюбленный Тицианом типаж идеальных красавиц[28]. Отметим, что венецианский посол, обещавший прислать Филиппу II тициановскую «турчанку или персиянку», уточнял, что картина основана на фантазии художника («hecho a sua fantasia»)[29].
Тициан. «Портрет дочери Лавинии». 1547, Музей Каподимонте
ОКОНЧАНИЕ ЗАВТРА
___
ПРИМЕЧАНИЯ
[17] Tiziano nelle Gallerie Fiorentine. Firenze, 1978. P. 323.
[18] Syndikus, Candida; Rogge, Sabine. Caterina Cornaro: Last Queen of Cyprus and Daughter of Venice. Waxmann Verlag, 2013. P.52.
[19] Suida (1949).
[20] Sotheby’s: «Arts of the Islamic World» (October 25, 2017), lot 134; «Arts of the Islamic World» (April 25, 2018), lot 193.
[21] Madar, Heather. Before the Odalisque: Renaissance Representations of Elite Ottoman Women // Early Modern Women, 2011. Vol. 6 (Fall 2011), pp. 1-41
[22] Там же.
[23] Там же.
[24] Там же.
[25] Там же.
[26] Beroqui y Martínez (1946).
[27] Suida (1949); Donati (2015).
[28] Donati (2015)
[29] Madar (2011).
С.А. Багдасарова. Насколько правдив «Портрет Роксоланы» кисти Тициана? (с) 2018
Comments for this post were locked by the author