Хуго Симберг. "Сад Смерти", 1896
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8c/Hugo_Simberg_Garden_of_Death.jpg/1239px-Hugo_Simberg_Garden_of_Death.jpg)
Человек, словно загипнотизированный, все время возвращается в своем искусстве к теме смерти. Золотые погребальные маски древних египтян, мраморные надгробия работы Микеланджело в безумную цену и — да-да, современные треш-боевики про кровавую резню бензопилой — это все одна и та же история. История про то, как человечество пытается ощутить хоть иллюзию контроля над Смертью, тем, что изображает ее самыми разными жанрами и способами.
Арнольд Беклин. "Чума", 1898
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f1/The_Plague%2C_1898.jpg)
Контроль этот, разумеется, полностью иллюзорный. Но художники, писатели (а теперь и кинематографисты) обращаются к Смерти снова и снова, поскольку она делает восприятие всего на свете острее, адреналин начинает булькать в крови, дыхание захватывает, становится интересней (вот вы, например, почему кликнули на этот заголовок в ленте?)
Отсюда такой древнейший образ в искусстве, как персонификация Смерти — изображение её в качестве реального персонажа, который может предпринимать какие-то активные действия. И имеет тело. Вернее, конечно, скелет.
Педро де Кампробин (атт.). Кабальеро и Смерть, 17 век.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/78/Camprobin-el_caballero_y_la_muerte.jpg)
Идея о том, что Смерть имеет облик ходячего скелета, очень древняя. Но особенную популярность эта иконография приобрела в Средневековье, когда постоянно создавались картины и гравюры на тему "Пляски Смерти".
Carpe Diem - Лови день. Мозаика 1го в. н.э., обнаруженная при раскопке Помпей.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/1615780/1615780_600.jpg)
Однако авраамические религии и их священные тексты (Ветхий Завет, тексты раввинов, апокрифы, мидраши и т.п.) считали, что она — это Ангел Смерти. Эти идеи, разумеется, влиявшие на христианство, отразились в европейском искусстве.
Марианна Стокс, "Девушка и Смерть", ок. 1900
К концу 19 века относится максимальное количество таких завораживающих изображений, в которых Смерть становится прекрасным и одновременно пугающим Ангелом, причем явно женщиной.
Карлос Швабе. "Смерть и могильщик", ок. 1900
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/19/Death_and_the_Gravedigger_-_C._Schwabe.jpg)
Такая уж атмосфера была в Европе в эту эпоху и в следующие десятилетия (вспомним наш зачарованный Серебряный век). Всех тянуло к пугающему, загадочному. Августа Стриндберга вон можете почитать "Пляску смерти" 1901 года — весьма выражает дух эпохи.
Поэтому так много произведений искусства на рубеже 19-20 веков, где мы видим не ходячие скелеты, а пугающие женские фигуры. Впрочем, некоторые художники создавали и более сложные образы, соединяя несколько идей. Главное, чтобы захватывало дух при взгляде на такую картину...
Густав Адольф Мосса, "La donna morta", 1908 год
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c8/Gustav_adolf_mossa%2C_la_donna_morta%2C_1908%2C_acquerello_02.jpg/576px-Gustav_adolf_mossa%2C_la_donna_morta%2C_1908%2C_acquerello_02.jpg)
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →