Хуго Симберг. "Сад Смерти", 1896

Человек, словно загипнотизированный, все время возвращается в своем искусстве к теме смерти. Золотые погребальные маски древних египтян, мраморные надгробия работы Микеланджело в безумную цену и — да-да, современные треш-боевики про кровавую резню бензопилой — это все одна и та же история. История про то, как человечество пытается ощутить хоть иллюзию контроля над Смертью, тем, что изображает ее самыми разными жанрами и способами.
Арнольд Беклин. "Чума", 1898

Контроль этот, разумеется, полностью иллюзорный. Но художники, писатели (а теперь и кинематографисты) обращаются к Смерти снова и снова, поскольку она делает восприятие всего на свете острее, адреналин начинает булькать в крови, дыхание захватывает, становится интересней (вот вы, например, почему кликнули на этот заголовок в ленте?)
Отсюда такой древнейший образ в искусстве, как персонификация Смерти — изображение её в качестве реального персонажа, который может предпринимать какие-то активные действия. И имеет тело. Вернее, конечно, скелет.
Педро де Кампробин (атт.). Кабальеро и Смерть, 17 век.

Идея о том, что Смерть имеет облик ходячего скелета, очень древняя. Но особенную популярность эта иконография приобрела в Средневековье, когда постоянно создавались картины и гравюры на тему "Пляски Смерти".
Carpe Diem - Лови день. Мозаика 1го в. н.э., обнаруженная при раскопке Помпей.

Однако авраамические религии и их священные тексты (Ветхий Завет, тексты раввинов, апокрифы, мидраши и т.п.) считали, что она — это Ангел Смерти. Эти идеи, разумеется, влиявшие на христианство, отразились в европейском искусстве.
Марианна Стокс, "Девушка и Смерть", ок. 1900
К концу 19 века относится максимальное количество таких завораживающих изображений, в которых Смерть становится прекрасным и одновременно пугающим Ангелом, причем явно женщиной.
Карлос Швабе. "Смерть и могильщик", ок. 1900

Такая уж атмосфера была в Европе в эту эпоху и в следующие десятилетия (вспомним наш зачарованный Серебряный век). Всех тянуло к пугающему, загадочному. Августа Стриндберга вон можете почитать "Пляску смерти" 1901 года — весьма выражает дух эпохи.
Поэтому так много произведений искусства на рубеже 19-20 веков, где мы видим не ходячие скелеты, а пугающие женские фигуры. Впрочем, некоторые художники создавали и более сложные образы, соединяя несколько идей. Главное, чтобы захватывало дух при взгляде на такую картину...
Густав Адольф Мосса, "La donna morta", 1908 год

← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →