Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Верещагин и мёртвые головы

И это не только про "Апофеоз войны"... Если вглядеться внимательней, оказывается, что это сквозная тема его творчества.




Василий Верещагин был большой молодец. В отличие от многих других живописцев своего времени, он не сидел сиднем в своей теплой мастерской, рисуя смачных натурщиц. А с рюкзаком, фотоаппаратом и револьвером мотался по всем горячим точкам мира. (Сегодня, наверно, был бы известным военкорром....)



И трупы он видел собственными глазами. И обонял. А может даже и щупал. И точно зарисовывал с натуры. А поскольку он кочевал с русской армией, которая воевала на Востоке, он наблюдал, как там местные жители обращаются с телами врагов. Обычай отрезать голову в качестве трофея был очень распространен. Голову же так удобно транспортировать, не то, что тело целиком.

Давайте взглянем на три стадии разложения человеческой головы в трактовке художника Верещагина.

АПОФЕОЗ ВОЙНЫ, 1871

Прославленное полотно художника, скорее аллегорическое, чем историческое. На его раме он собственноручно написал: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».



Считается, что сначала она была посвящена конкретному завоевателю и называлась «Торжество Тамерлана». Мол, этот великий кочевник как-то приказал сложить пирамиду из черепов врагов. А может, это был и другой правитель, уйгурец Валихан-торе. Не важно. Картина получилась действительно назидательная и напоминающая об ужасах войны.

Разглядывать ее вблизи страшно.



ПРЕДСТАВЛЯЮТ ТРОФЕИ, 1872

Еще одно из "Туркестанской серии" художника, написанной по зарисовкам с полей битв. Кстати, эту и предыдущую тоже Верещагин писал уже в нормальной мастерской в Мюнхене, не в палатке же с ними валандаться, на марше.



Картина, рассказывающая, как Российская империя пыталась установить протекторат над Бухарским эмиратом, а эмират, противный такой, этому сопротивлялся. Эмир Музаффар в 1868 году объявил москалям священную войну "газават", после чего несколько месяцев эти земли утопали в крови. Здесь нарисован внутренний двор дворца эмира в Самарканде. На плитке лежат отрубленные головы русских солдат.



Они уже слегка подгнили под раскаленным солнцем. Их осматривают бухарские сановники в богатых (бухарских же) халатах. На них белые чалмы, специально надетые в знак победы.



ПОСЛЕ УДАЧИ, 1868

Картина, написанная по впечатлениям от обороны Самаркандской крепости.



ТОРЖЕСТВУЮТ, 1872

Головы наших солдат насажены на пики.



После "Туркестанской серии" Верещагин побывал еще на многих войнах и создал много серий. Вот мертвые головы из еще одной.

ПОБЕЖДЕННЫЕ. ПАНИХИДА, 1877

Это полотно из Балканской серии написано по впечатлениям от Русско-турецкой войны, которую Верещагин наблюдал, будучи при Скобелеве. На этой войне один брат художника погиб, а другой был ранен.



Это поле боя под Телишем, покрытое телами убитых русских егерей, художник тоже видел собственными глазами.



По его словам, он написал это полотно "в сильно смягченных красках", но его все равно за него сильно оскорбляли, мол, это "шарлатанство, самооплевание и историческая неправда". Да, он покривил душой - священник на самом деле был в красном с золотом облачении (обоз с черной ризой отстал), но такое яркое пятно в этой картине было ни к чему.



Погиб Верещагин на русско-японской войне, мертвые головы которой зарисовать не успел.

Tags: искусство русское, переезд старых постов, смерть, шедевры А-Я
Subscribe

Posts from This Journal “переезд старых постов” Tag

  • 181 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
  • 181 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Comments for this post were locked by the author

Posts from This Journal “переезд старых постов” Tag