![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/18/Apotheosis.jpg/1200px-Apotheosis.jpg)
Василий Верещагин был большой молодец. В отличие от многих других живописцев своего времени, он не сидел сиднем в своей теплой мастерской, рисуя смачных натурщиц. А с рюкзаком, фотоаппаратом и револьвером мотался по всем горячим точкам мира. (Сегодня, наверно, был бы известным военкорром....)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c2/Vereschagin_VV.jpg/726px-Vereschagin_VV.jpg)
И трупы он видел собственными глазами. И обонял. А может даже и щупал. И точно зарисовывал с натуры. А поскольку он кочевал с русской армией, которая воевала на Востоке, он наблюдал, как там местные жители обращаются с телами врагов. Обычай отрезать голову в качестве трофея был очень распространен. Голову же так удобно транспортировать, не то, что тело целиком.
Давайте взглянем на три стадии разложения человеческой головы в трактовке художника Верещагина.
АПОФЕОЗ ВОЙНЫ, 1871
Прославленное полотно художника, скорее аллегорическое, чем историческое. На его раме он собственноручно написал: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/1592350/1592350_600.jpg)
Считается, что сначала она была посвящена конкретному завоевателю и называлась «Торжество Тамерлана». Мол, этот великий кочевник как-то приказал сложить пирамиду из черепов врагов. А может, это был и другой правитель, уйгурец Валихан-торе. Не важно. Картина получилась действительно назидательная и напоминающая об ужасах войны.
Разглядывать ее вблизи страшно.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/1592770/1592770_600.jpg)
ПРЕДСТАВЛЯЮТ ТРОФЕИ, 1872
Еще одно из "Туркестанской серии" художника, написанной по зарисовкам с полей битв. Кстати, эту и предыдущую тоже Верещагин писал уже в нормальной мастерской в Мюнхене, не в палатке же с ними валандаться, на марше.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b3/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D1%8E%D1%82_%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D0%B8.jpg)
Картина, рассказывающая, как Российская империя пыталась установить протекторат над Бухарским эмиратом, а эмират, противный такой, этому сопротивлялся. Эмир Музаффар в 1868 году объявил москалям священную войну "газават", после чего несколько месяцев эти земли утопали в крови. Здесь нарисован внутренний двор дворца эмира в Самарканде. На плитке лежат отрубленные головы русских солдат.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/1593085/1593085_600.jpg)
Они уже слегка подгнили под раскаленным солнцем. Их осматривают бухарские сановники в богатых (бухарских же) халатах. На них белые чалмы, специально надетые в знак победы.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/1593199/1593199_600.jpg)
ПОСЛЕ УДАЧИ, 1868
Картина, написанная по впечатлениям от обороны Самаркандской крепости.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/92/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5_%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B8.jpg)
ТОРЖЕСТВУЮТ, 1872
Головы наших солдат насажены на пики.
После "Туркестанской серии" Верещагин побывал еще на многих войнах и создал много серий. Вот мертвые головы из еще одной.
ПОБЕЖДЕННЫЕ. ПАНИХИДА, 1877
Это полотно из Балканской серии написано по впечатлениям от Русско-турецкой войны, которую Верещагин наблюдал, будучи при Скобелеве. На этой войне один брат художника погиб, а другой был ранен.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/71/%D0%9F%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5._%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%85%D0%B8%D0%B4%D0%B0.jpg/1200px-%D0%9F%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5._%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%85%D0%B8%D0%B4%D0%B0.jpg)
Это поле боя под Телишем, покрытое телами убитых русских егерей, художник тоже видел собственными глазами.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/1593468/1593468_600.jpg)
По его словам, он написал это полотно "в сильно смягченных красках", но его все равно за него сильно оскорбляли, мол, это "шарлатанство, самооплевание и историческая неправда". Да, он покривил душой - священник на самом деле был в красном с золотом облачении (обоз с черной ризой отстал), но такое яркое пятно в этой картине было ни к чему.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/1593653/1593653_600.jpg)
Погиб Верещагин на русско-японской войне, мертвые головы которой зарисовать не успел.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
Comments for this post were locked by the author