Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Что держал в руках «Аполлон Бельведерский»

Не все так однозначно, граждане эрудиты.



Вчера разговаривали о том, почему эта статуя стала такой знаменитой, сегодня переключимся на детали.


В отличие от Венеры Милосской, для которой существует множество вариантов атрибута в пропавших руках, с Аполлоном Бельведерским все намного проще.

Вариантов всего пара, но никаких гарантий, что они точны -- у нас нет.

Для начала: тот Аполлон, которого мы видим и к которому привыкли, с неким цилиндром, зажатым в потной ладошке -- это ренессансный вымысел, результат реставрации Джованни Анджело Монторсоли.

Вот сохранились гравюры, изображающие, в каком виде откопали статую: у одной руки нет кисти и части руки, в другой пореждена кисть.

1552, Speculum Romanae Magnificentiae (путеводитель популярный, запечатлел многие статуи в первозданном виде)


Неправильно отзеркаленная при печати гравюра оттуда же.


Для общего развития факт: пенёк, по которому ползет змея, которой суждено быть убиенной (это такой атрибут Аполлона, который помогает атрибутировать статую), это поздняя подпорка. Оригинальные греческие статуи были бронзовые и стояли прямо за счет собственной жесткости. Мрамор так не умеет, поэтому в копиях римляне делали подпорку.

Вот я ее отфотошопила.



Кроме ползучей змеи, на то, что изображенный мужчина -- Аполлон, указывает ремень на его груди, который придерживает тубус на его спине. Это колчан со стрелами.  Единственный идеально прекрасный стреловержец среди античных богов  -- именно Аполлон.



Итак, вернемся к мраморному подлиннику, находящемуся в музеях Ватикана. Сегодня его конечности выглядят так.

Тут видно, как приделали. (Непонятно, судя по фото, некоторое время после Второй мировой статуя стояла без нее, а теперь вот опять снова с ней?)



А вот здесь доделка убрана (а она была, судя по слепкам), и пальцы оставлены только старинные. Зато присобачена подставочка, прокладка между пенечком и пальцами, чтобы кисть руки не отвалилась под собственным весом.



Еще в наше время убрали фиговый листочек, налепленный ранее, и теперь гениталии (поврежденные) видны.



Что же у него было в руках?
Самая распространенная версия, на которую опирался и ренессансный реставратор, что в руке у него был большой лук.
Будто бы это изображен момент, когда Аполлон только что застрелил своего важного врага, дракона Пифона.

Попытка монтажа


Почему в таком виде не делают слепки? Потому что в мраморе такую фиговину сделать практически невозможно, она будет крайне хрупка. Для садово-парковой скульптуры это вообще не вариант. В бронзе бы было нормально, но в парках все равно будут отпиливать. Второе затрудние -- нужен талантливый очень реставратор, настоящий художник, который бы вычислил правильно эту дугу, так, чтобы она соответствовала фигуре Аполлона. Например, глядя на этот монтаж, мы видим, что по пропорциям это неудачно. Ренессансный товарищ не стал восстанавливать лук, только обозначил его серединку, другие и подавно не смогут.



Вот его сестра Артемида как-то так, расстреливает Ниобид



Во второй руке, есть версия, Аполлон держал стрелу, вынутую из колчана.

Скульптор Антико (Pier Jacopo Alari de Bonacolsi) в эпоху Ренессанса сделал вот такую попытку реконструкции, изменив размер лука.

model created c. 1490-1496, cast c. 1502,  Galleria Giorgio Franchetti alla Ca' d'Oro, Venice



Вот более удачный вариант 19 века


В настоящее время предполагается, что в одной руке у него был лук. А вот во второй он держал лавровую ветвь, символизирующую две противоположные стороны Аполлона:  наказание нечестивых и прощение раскаявшихся (да, он прототип Иисуса Христа).

***

Менее вероятна версия, что это был Аполлон типа Кифаред (играющий на кифаре, лире). Вот так примерно они выглядят, такие статуи, позы бывают разные.



Вот у этого Кифареда голова Бельведерского.



Кроме того, есть и вот такой вариант реконструкции. Кто это? Горгона? Шкура Марсия?



Основываясь на этой идее, великий классицист Антонио Канова сделал своего "Персея" Бельведерского.



Лично я считаю, что было изначально как-то так.



Петербуржцы! Кто пропустил, обратите внимание, что я еду к вам, и ко мне можно будет попасть на лекцию.
Tags: скульптура, эллинизм
Subscribe

Posts from This Journal “скульптура” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 153 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “скульптура” Tag