Бронзовый слепок со статуи, сделанный в 18 веке. Оригинал статуи, который был бронзовый, а не мраморный, как сейчас, должно быть выглядел как-то вот так, только без фигового листка, конечно (Sir John Soane's Museum, London).
Причина №1: Он очень красивый
Эта статуя Аполлона, действительно, очень красива. Судя по стилистике, ее создали в эпоху Александра Македонского, период эллинизма, когда греческие скульпторы в своем мастерстве достигли настоящих вершин, не только гармонии, но и эмоциональности. Предполагается, что ее автор — придворный скульптор великого царя по имени Леохар. Она построена по идеальным принципам гармонии и золотого сечения: классически правильное лицо симметрично, а вот поза построена по принципу противопоставления, движения в разные стороны (контрапост), что очень приятно глазу и создает даже в спокойной статуе эффект движения, ощущение жизни.
Но это не главное. Мало ли было в эпоху эллинизма грамотно созданных статуй. Главное — совсем другое!
Левая рука и ладонь правой у мраморного подлинника были отбиты. То, что мы видим на слепках - результат реставрации Джованни Анджело Монторсоли, микеланджеловского сотрудника.
Причина №2: Его нашли в правильное время
Статую (которая является римской мраморной копией с утраченного бронзового оригинала) извлекли из-под земли в Италии примерно около 1489 года. И это было очень правильное время: Ренессанс! Все культурные люди той эпохи тогда безумно фанатели по античному искусству, примерно как молодежь 1960-х по битлам. Найди ее кто пораньше — и верующие христиане могли бы спокойно пережечь на известь, такое паскудство языческое, разбить или в лучшем случае снова закопать. Найди ее кто попозже, когда музеи уже были перенасыщены находками античности — она бы так не прогремела. А тут она была обретена в правильное время, и художники Возрождения (не только итальянцы, но и приезжие, например, Дюрер), вдохновлялись ею при изучении канонов идеального мужского тела.
Сопоставление статуи и незаконченного изображения Альбрехтом Дюрером фигуры библейского Адама. А Микеланджело, например, вдохновлялся им же, создавая фигуру Иисуса Христа в Страшном суде Сикстинской капеллы.
Причина №3: Его нашли в правильном месте и отдали кому надо
Тут дело не только в том, что его нашли в Италии. Данного Аполлона откопали в месте, где главным был просвещенный священник по имени Джулиано делла Ровере. Позже он войдет в историю как папа римский Юлий II — мощный политик и очень энергичный покровитель искусств, кормивший Микеланджело, Рафаэля, Браманте и многих других. Статуя из его личной коллекции стала "государственной" собственностью Ватикана и заняла почетное место в важнейшем музее того времени. Именно в том музее, куда за впечатлениями съезжались со всего мира.
Собственно, так Аполлон Бельведерский и получил свое прозвище: в честь ватиканского дворца Бельведер (что переводится как «прекрасный вид»).
Наполеон у статуи Аполлона Бельведерского. Это был один из трофеев, которые он забрал из Италии в Лувр в 1798 году. В 1815 году статую вернули на место
Причина №4: Любовь конкретного арт-критика
Начиная со времени находки, 15-го века, слава статуи оставалась на высоте. Но в 18-м веке, когда любовь к холодному классицизму достигла особенного упоения и распространилась до всяких заснеженных Екатеринбургов и заморских Вашингтонов с Бостонами, Аполлон Бельведерский, с его идеальным застылым спокойствием, стал настоящей "иконой".
Одной из главных причин к этому была в том, что таким его назначил Винкельман, знаменитый художественный критик и теоретик. Он воспевал «благородную простоту и тихое величие» этой скульптуры. А художники, архитекторы, ну и простые потребители искусств читали немца Винкельмана и слушались его мнения даже сильнее, чем коммунисты — Карла Маркса (возможно, и по той причине, что Винкельман написал все-таки меньше).
Гете, Шиллер, Байрон, Пушкин и т.п. подхватили эстафету этого воспевания, сделав красоту Аполлона Бельведерского и его совершенство — уже литературным фактом.
На этом портрете 1812 года знаменитый русский портретист Дмитрий Левицкий написан рядом со слепком головы Аполлона Бельведерского, как символа изящных искусств (худ. Иван Яковлев).
Поколения художников-академистов учились рисованию, проводя часы за воспроизведением гипсовых черт этой статуи. Подсознательно и намеренно черты Аполлона Бельведерского проникли во множество произведений 18-19 века. Даже А. Иванов моделировал своего Иисуса в "Явлении Христа народу" вслед за идеальными пропорциями этой статуи.
Сегодня эта статуя такой популярностью не пользуется: даже контемпорари-художники над ней не издеваются в своих инсталляциях. А это явный признак падения славы... Впрочем, главное, что мы, любители классических искусств, все-таки о нем еще помним.
Петербуржцы! Кто пропустил, обратите внимание, что я еду к вам, и ко мне можно будет попасть на лекцию.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →