Шакко (shakko.ru) wrote,
Шакко
shakko.ru

Category:

«Бар в „Фоли-Бержер“»: 3 секрета картины

Знаменитая картина Эдуара Мане 1882 года, показывающая блеск и шум парижской ночной жизни. Вот 3 секрета прославленного шедевра.



1) Ноги гимнастки

"Фоли-Бержер", несмотря на впечатление, которое создает картина -- это не ресторан, а театр-варьете. (Кстати, работающий и в наше время). На картине изображен, грубо говоря, театральный буфет. Только находящийся непосредственно в зрительном зале (французы знают толк, в том, как смотреть спектакли). В зеркале виден фрагмент представления, которое происходит за спиной наблюдателя. Это гимнастка на трапеции, выступавшая в этом мюзик-холле.

Её ноги в зеленой обуви виднеются в верхнем левом углу полотна.



2) Художник НЕ ошибся с ракурсом зеркала

Уже более века полотно упрекают в том, что Мане изобразил зеркало и отражение в нем так, как не может быть по законам физики-оптики. Мол, если стоять так, как написано на полотне, напротив барменши, отражение сзади нее так не получается.



Задачкой озаботились современные исследователи, которые построили целую диаграмму, чтобы расчитать, где на самом деле должен стоять наблюдатель, чтобы получилось такое отражение спины девушки и ее собеседника в цилиндре.



По их рассчетам -- такое отражение возможно. Только иллюзия состоит в том, что наблюдатель стоит ровно напротив барменши. На самом деле, он должен стоять от нее сбоку. Они даже фотографическую реконструкцию подобной сцены сделали.



3) Девушка на картине несчастна

Для полотна позировала реальная работница этого заведения по имени Сюзон (фамилия утрачена). Она действительно была барменшей, а в ту пору это автоматически подразумевалось "и проституткой".



Сюзон приходила к художнику в мастерскую, где позировала для этого сложно выстроенного полотна. (Остальной антураж варьете и бара он писал по памяти и сделанным ранее быстрым этюдам). Контраст выражения лица Сюзон с окружающей шумной праздничной ночной жизнью поражает, если вглядеться. Рентген картины показал, что в ранней версии она не опиралась руками на стойку, а стояла, скрестив руки, в напряженной защитной позе (что еще сильнее усиливало впечатление, см. язык тела). Предварительный эскиз картины демонстрирует тот же момент.




Ведь такими глазами она смотрит не просто в пространство, а на мужчину в цилиндре, который разговаривает с ней. Что же такого он ей говорит, неужели просто "еще бутылочку?". И сколько ей бедной осталось до конца рабочего дня, небось еще часа четыре на ногах?



Картина оказалась последней крупной работой Мане. На следующий год он умер.

Tags: переезд старых постов, франция, шедевры А-Я
Subscribe

Posts from This Journal “переезд старых постов” Tag

  • 5 великих картин про осень

    За окном уныние и серые краски: самое время вспомнить про то, какими красками (масляными) писали осень великие живописцы прошлого. И поучиться у них…

  • Живописный труп: «Смерть Марата»

    Один из лидеров Великой Французской революции Жан-Поль Марат был убит 13 июля 1793 года в Париже. Его смерть поразила общество, поэтому о ней было…

  • 7 символов, зашифрованных в «Венере Урбинской»

    Самая знаменитая картина Тициана и спрятанные в ней тайны. Тициан написал полотно в 1538 году, оно хранится в музее Уффици (Флоренция) В эпоху…

  • Живописный труп: самоубийство Сапфо

    Легендарная древнегреческая поэтесса Сапфо (Сафо) свой жизненный путь, говорят, завершила добровольно. Почему это случилось и как это рисовали?…

  • «Расстрел» Эдуарда Мане: кого тут и за что?

    Картина великого импрессиониста «Расстрел императора Максимилиана» не зря считается одним из его шедевров: так выразительно она…

  • Натюрморты с черепами

    Если смотреть подряд много картин в жанре натюрморта, особенно — созданных в XVII веке, поражает, насколько часто в них попадаются человеческие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 57 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →