Симон Вуэ. Отец-Время, побежденный Надеждой, Любовью и Красотой. 1627

Якоря появились практически сразу, как люди начали ходить на судах. Археологи нашли якоря, относящиеся к бронзовому веку. Первые якоря были каменные — валунами, обвязанными веревками. С развитием металлургии они быстро приобрели форму, известную нам и доныне (правда, вначале для основы использовались дополнительно деревянные детали, т.к. металлы были дороги). Форма сохранилась до сих пор, поскольку на ее отработку ушли века экспериментов, и ныне она представляется идеальной.
Древнеримская мозаика, найденная в Тунисе

Но что же означают изображения якорей в искусстве?
Впервые он появляется в древнеримском искусстве, в частности, на монетах. Причем якорь фигурирует не сам по себе, а в компании обвивающего его дельфина. Считается, что этот образ иллюстрирует любимую присказку императора Октавиана Августа: "поспешай медленно" (festina lente).
Монета императора Тита

Девиз политика, секрет, как поступать мудро, часто иллюстрировался эмблемами. Для festina lente придумывали разные варианты: заяц и улитка, черепаха под парусом. Но якорь+дельфин (символ самого медленного и спокойного в море + символ быстрейшего водоплавающего) оказался самым популярным. В нем была некая связь с древними иероглифами, другими символами, связанными с разумом и магией, где переплетались и извивались рыбы и гады — уроборос (змея, кусающая свой хвост), кадуцей (жезл Меркурия, обвитый змеями).
Иллюстрация девиза, которая не оказалась столь популярной, но тоже сочетает самое медленное и самое быстрое

Когда началась эпоха христианства, популярная эмблема приобрела новое звучание. В первые века христианства так было постоянно: они прибирали все, что плохо лежит и эффектно срабатывало, и быстро интегрировали в свой культ. Очень многие образы, которыми мы пользуемся по сей день, экспроприированы из других пластов культуры (души на весах Страшного суда — из древнеегипетской загробной жизни, например).
Так вот, в первые века христианства Бога рисовать было нельзя — в образе человеческого существа. Его лишь обозначали, например, пустым троном, или Агнцем (овечкой). Еще крайне популярным был символ рыба (ихтис), потому что слово "ихтис" по-гречески читалось как аббревиатура фразы "Иисус Христос Божий Сын Спаситель". Силуэт рыбы, начерченный парой линий на земле, помогал тайным христианам быстро опознавать своих.
А там где рыба, там же ведь и якорь, логично?
Погребальная стела (Licinia Amias), одна из древнейших христианских надписей. Здесь якорь символически изображен в самом центре композиции, между двумя рыбами

В изобразительном языке новорожденной культуры якорь+дельфин больше не значил сочетание несочетаемого, "поспешай медленно" и другие логические штуковины. Язык символов перешел в сферу эмоционального: Христос был рыбой. И души верующих были рыбами (помельче, конечно). А якорь был тем, что помогало их ловить и удерживать (как вы помните, некоторые из апостолов были рыбаками).
Христианская мозаика из тунисских катакомб

Наконец, важность якоря для христианского искусства подкрепили и священные тексты. В новозаветном Послании к евреям есть строчка: ...мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий...
Теперь официально, в Библии написано: якорь на символическом языке христианства = надежда. Изображение рыбы значит, что ты веришь в Христа, а изображение якоря — что ты надеешься на спасение, Его приход и т.п.
Поэтому когда Надежду в качестве добродетели стали персонифицировать и рисовать в образе человеческой тетеньки, то в качестве атрибута, регалий, чтобы отличить ее от других персонификаций, в руки ей дали якорь.
Надпись по-французски: Надежда. (Saint-Sulpice de Fougères)

Можно даже и тетеньку не рисовать, главное, чтобы якорь был, это все равно будет значить "Надежда". И подсознательно это понятно, ведь якорь обозначает спокойствие, стабильность, безопасность.
Надпись по-английски: Надежда. (Saint Vincent de Paul Catholic Church, Mount Vernon, Ohio)
Заметьте, дельфин на картинке выше эволюционировал в змею и потом эволюционировал в веревочку, потому что причина появления веревки художнику нового времени понятна, а вот дельфина — уже совсем нет.
Так что теперь вы можете расшифровать, что происходит на данной картине: Старик-Время — это символ смерти и старости, которые настигают каждого из нас. Но персонификации Надежды (с якорем), Веры и Красоты помогают нам не окунуться в грех уныния из-за этого, не предаться печалям (а еще это реклама ЗОЖ по барочному, потому что красота — это здоровье, которое помогает не стареть).
Симон Вуэ. Отец-Время, побежденный Надеждой, Любовью и Красотой. 1627

Ну, а напоследок поговорим о татуировках. Изображение якоря всегда было очень популярно у моряков. И, выходит, с точки зрения общей истории искусства ничего плохого они на себе не татуировали. Конечно, в субкультурах моряков разных стран (а позже у сухопутных и зэков) якоря могут означать совсем другое, не Надежду или Бога, или "Поспешай медленно". Но мы ведь с вами, я надеюсь, чаще ходим в музеи, чем к зэкам или в порты, так что, надеюсь, мой экскурс пригодится вам для развития эрудиции вполне.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →