Екатерина Великая, как обычно, прекрасный показательный пример этого приема.
Вот знаменитый парадный портрет кисти Левицкого "Екатерина II – законодательница в храме богини Правосудия" (1793).
Перед созданием картин почти всегда писалось подробное ТЗ, называемое в науке "программой", его составлением занимался не сам художник, и даже часто не заказчик, а какой-нибудь сильно замороченный интеллектуал, в данном случае масон-архитектор Николай Львов.
В картине, согласно этой хитрой программе, огромное количество всяких символов и аллегорий, но нас интересует только статуя (справа в темноте). Императрица, вся в белом, выступает в качестве жрицы. Она совершает жертвоприношение на алтаре (сжигает цветки маков). Алтарь стоит перед статуей Фемиды, богини правосудия, законов.
Данная сцена трактуется так: я, Екатерина Великая, ради Законов и Правосудия (статуи богини) в своей стране жертвую своим покоем и сном (цветками мака), потому что я жрица этой богини. Таким образом, картина подчеркивает культ живой императрицы как воплощения всех добродетелей правительницы, что сознательно культивировалось ею самой и ее соратниками.
Кстати, в тему прошлого разговора, про портреты предков на фоне.
Вот, смотрите, Шубин сделал по этой картине потом статую. В Русском музее они сейчас выставлены рядом, для наглядности.
А в 1910-е годы великая княгиня Мария Павловна заказала Э. Визелю вот такой вот свой портрет.
И тут нам надо считывать, что Екатерина Великая тут -- не потому, что она великая прапрабабушка мужа Марии Павловны. А потому что -- Мария Павловна -- это президент Императорской академии художеств. Понятен так выбор атрибута ею?
Едем дальше. По типу, введенному Левицкому, начали писать другие портреты императрицы.
Иоганн Лампи. Портрет императрици Екатерины II с аллегорическими фигурами Крепости и Истины.
Мраморная тетенька с колонной в руках, на заднем плане, известная любителям Таро -- это символ опять-таки добродетелей Екатерины Великой.
Другая хорошо известная нам вещь.
Орест Кипренский. Портрет А. Пушкина. 1827
Видите статуэтку сзади? Это одна из 9 муз.
Примерно вот такой иконографии.
Мыслю я, судя по атрибуту в руках (лира), что это не Мельпомена (муза трагедии) и не Эвтерпа (муза лирической поэзии), а Эрато -- муза любовной поэзии. Риторический вопрос: как вы думаете, почему на портрете Пушкина данного года создания может быть именно Эрато?
Некоторые портреты прямо в лоб говорят о том, как именно модель портрета себя позиционирует.
Тут статуэтка Афины, богини мудрости, ремесел и справедливой войны.
Ж. Викар. Портрет Жозефа Бонапарта, короля неаполитанского. 1808.
Афина была среди монархов Просвещения крайне популярным атрибутом портрета.
Pompeo Batoni - Emperor Joseph II with Grand Duke Pietro Leopoldo of Tuscany. 1769
Конечно, не забывайте, что если древний грек заказывал себя с Афиной, это было одно дело, а если современный корсиканец -- то совсем другое. В античных богов люди Нового времени, конечно, не верили: их отношение можно сравнить с мощным талисманом, оберегом, фетишем, якорем, символом будущей миссии, того, на что стоит ориентироваться.
Бывали нюансы. Например, для человека российской империи -- Афина это не просто Афина. В имперской мифологии Афина (Минерва) являлась богиней, аватарой которой была Екатерина Великая. То есть, для этого пласта заказчиков поставить на стол что бюст Екатерины II, что статуэтку Минервы, было примерно равным патриотическим, почтительным актом. Если монарх к тому времени уже стал покойником, его статуэтка становится талисманом, домашним божком, ларом.
А. Варнек. Портрет А. Оленина, президента Академии художеств, 1824
Аполлон -- покровитель искусств и изящных всяких наук.
Риго, Портрет трех английских художников (https://it.wikipedia.org/wiki/William_Chambers,_Joseph_Wilton,_Joshua_ReynoldsУильям Чемберс, Джозеф Уилтон, Джошуа Рейнольдс). 1762.
Кстати, о том, что это люди искусства, можно догадаться по предметам в руках -- архитектурный план, циркуль, молоток ваятеля.
Тут Асклепий маячит в дверном проеме.
Портрет изображает врача
Pierre Chasselat, Portrait of the surgeon Ange-Bernard Imbert Delonnes. 1799-1800.
Ника (Победа), крылатая, с венком в руках для победителя -- символ успехов обьекта на ратном поприще.
Kaiser Friedrich III Anton von Werner. 1889
В общем, тенденция, надеюсь, понятна? Главная проблема в том, чтобы обладать достаточной эрудицией для того, чтобы опознать статую, а потом сопрячь ее с занятием натурщика.
Тишбейн. Портрет Гете
Посыл: Я Гете, я клевый, я путешествую по Италии, где много всяких кусков античного искусства прямо в траве разбросано, и своими текстами учу вас, чудо мое, это искусство любить, даже в руинированном виде.
UPD: nkb
________________
А вот здесь мы видим фигурку бога Атланта, сгибающегося под тяжестью мира.
А знаете, кто изображен? Кольбер (худ. К. Лефевр, 1666). Если мы расшифровываем портрет, как шараду, то что заявляет о себе Кольбер посредством Атланта?
Впрочем, чем дальше после 1800-го года, тем чаще сигара это просто сигара, то есть скульптура не значит ничего, а присобачена просто для красоты.
***
Но и, конечно, весьма часты случаи, когда скульптура сопровождает портрет маслом, изображающий скульптора. Обычно это можно опознать по большей фамильярности в обращении модели со статуэтками и какой-то более сильной включенности их в действие, чем просто фон.
Лоренцо Лотто. Портрет скульптора Андреа Ордони, 1527
Louis François Roubiliac by Adrien Carpentiers. 1762
М. Нестеров. Портрет В. Мухиной. 1927
При этом помните, что портреты скульпторов все-таки надо отличать от портретов коллекционеров, которые не создатели, а просто приобретатели. Обычно, как мне попадается, они держат предмет на весу, как-то не очень уверенно.
Тициан. Портрет Якопо Страда. 1560-е.
Ренуар. Портрет Воллара. 1908
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →