Помимо масштабных полотен маслом и лоснящихся и лаком, и красотой пышнотелых брюнеток, Карл Брюллов оставил и множество рисунков. Несколько из них, тщательно отделанные, со множеством деталей, посвящены сновидениям. Которые видят прекрасные брюнетки, куда ж без этого. Но главное, что эти необычные рисунки посвящены ирреальным видениям, но при этом с долей шутки.
«Сон бабушки и внучки», 1829. ГРМ
На первой из них спят пожилая бабушка и прекрасная полуобнаженная внучка. Бабушке снится она сама в юности и ее жених: их портреты в напудренных париках и с мушками висят тут же по стене. Из повести "Психея" Нестора Кукольника, друга Брюллова, иллюстрацией к которому была опубликована эта картинка, мы даже знаем имена этих щеголей 18-го века.
Там бабушка рассказывает о своем внезапном пробуждении: "... но всех более понравился мне синьор Каэтано Алальки, здешний фабрикант тафты и бархата. Вы можете судить по его портрету, который вместе с моим, видите, висит вон там на стене, над моею кроватью (...) . Только что я уснула и, представьте себе, гляжу, как будто наяву — и я, и он улыбаемся на портретах: я со всею скромностию невесты, он со всею внимательностию жениха..." Но тут ее будят крики внучки Гортензии, которой приснилось остро модное - романтическое и чудовищное из готического романа: "... застонали чудовища, ожили, снялись с мрамора и закружились над моею головою в воздухе с ужасным шумом и хохотом; я хотела укрыться в саван; не нахожу его; они все ближе; один барельеф, крылатый всадник, вырвал меня из гроба и понес по воздуху; я собрала последние силы, закричала и проснулась...".
В рисунке идет шутливое противопоставление мечтаний женщин разных поколений, которые всегда остаются женщинами, сколько бы ни было им лет.
Рисунок пользовался большой популярностью. Вот его копия работы Тараса Шевченко, тогда еще не знаменитого поэта, а художника-ученика Брюллова
Полное название второй акварели «Сон молодой девушки перед рассветом, между тем как за окном пастух трубит в рожок». Как и на предыдущем рисунке, над кроватью там парит некая богиня сна в голубой вуали вместо платья и в красном венке из роз. Тут прекрасной юной брюнетке с молочной кожей она сама, целующийся с ней кудрявый блондин, а также благославляющий их отец. Очевидно, девушка мечтает о свадьбе -- и, в отличие от предыдущего рисунка, для Брюллова это не повод улыбнуться, а просто повод полюбоваться юной красотой. (Между прочим, в античной мифологиии бог сна мужского пола, но его ведь рисовать совершенно не интересно, даже и полностью без одежды).
«Сон молодой девушки перед рассветом (между тем как за окном пастух трубит в рожок)», 1830-33, ГМИИ
Наконец, третий рисунок посвящен сну монашенки -- женщины, которая приняла обеты, и думать о любви никак не должна. Однако Брюллова этого совершенно не ограничивает (как и многих других авторов эротичных монашек), и он рисует юную деву, мечтающую об поцелуях и милом друге. Обратите внимание на особенный колорит рисунка: Брюллов использовал в этой акварели бронзовый порошок, а потом покрывал лист лаком, чтобы получалось особенное свечение.
Сон монашенки, 1931. ГРМ
И вот, наконец, самая трогательная на мой взгляд картинка. Только она не про сновидения. А наоборот, про выход из этого состояния. Называется "Мать, просыпающаяся от плача ребенка". Все узнаваемые черты манеры Брюллова (и его излюбленный типаж) налицо, но все равно как-то очень мило вышло.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →