Обычно этот атрибут используется в парадных портретах. Жанр парадных портретов сам по себе используется для того, чтобы подчеркнуть свою родовитость, положение и богатство. И введение статуй в них обычно используется для утрирования этой цели.
Это хорошо видно на примере бюстов императрицы Екатерины Великой.
Дм. Левицкий. Портрет Александра Ланского. 1782
Ланской был фаворитом императрицы. Ее портрет здесь значит: "Екатерина -- моя богиня, моя царица, я ей обязан всем, в том числе всеми блескучими штучками с брыльянтами, которые на мне есть".
Николай Аргунов. Портрет А. Дмитриева-Мамонова, другого ее фаворита
Вл. Боровиковский. Портрет вел. кн. Александра Павловича (Александра I), 1800
Бюст говорит здесь значит: "Это бабушка! Когда папа помрет, при мне все будет, как при бабушке! А еще там прапрадедушка сзади, на лошадке, заметили?"
Сама Екатерина тоже подчеркивала свою преемственность от Петра Первого.
Портретная миниатюра: изображение за написанием Наказа.
А вот, посмотрите, интересный вариант
Герард фон Кюгельген. Портрет императора Павла I с семьей. 1800.
Слева портрет Петра Великого, образцового императора и "дедушки". В центре, на маленькой колонне, портрет девочки -- это Ольга Павловна, единственная из многочисленных детей Павла и Марии Федоровны, кто не выжил (очень хорошие демографические показатели для того времени). А вот портретного бюста матери, Екатерины Великой, демонстративно прямо нету.
Вот портрет видного политика, блестящего царедворца и близкого друга императора Павла. Что он и подчеркивает.
Вл. Боровиковский. Портрет Александра Куракина. 1802.
А вот тут на столе стоит бюст Елизаветы Петровны, подчеркивая, кому отдана преданность этого царедворца, и кто его наделил благами. Сзади стоит статуя, думаю, аллегория какой-ниудь добродетели, подчеркивающая моральные и умственне качества человека.
Вл. Боровиковский. Портрет А. Румянцева
Некоронованные особы также использовали этот обычай для того, чтобы подчеркнуть гордость предками.
Ангелика Кауфманн. Графиня Анна Александровна Чернышёва с дочерью Екатериной Вадковской, изображена рисующей портрет своего отца графа И.Г.Чернышёва с мраморного бюста. 1793
А вот портрет дочери Алексея Орлова, с папенькой. Худ. И. Лампи
Вообще, если на портрете человек изображен не с абстрактным греко-римским памятником, а с изображением человека в относительно современной одежде, то, вероятней всего, это либо монарх, либо покойный родственник.
Carlo Labruzzi. Anna Antonina Krasińska. 1808
Эта картина предназначалась в подарок дедушке, который жив, но тут в виде обнимаемого бюста.
Джузеппе Камарано. Семья Фердинанда I. 1820
Есть, конечно, и исключения.Во
Вот портрет неизвестного с бюстом Дидро (худ. Jean-Simon Berthélemy, 1784). Явно это не бастард великого писателя, а просто его фанат.
И, конечно, с бюстами изображают скульпторов, их авторов.
François-Gabriel Lépaulle. Jean-Pierre Dantan en train de modeler le buste de Lépaulle
О том, что на символическом языке обозначает, если на портрете не бюст реального человека, а статуя греческого бога, расскажу в след раз.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →