Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Кто-кто в теремочке живет? (часть 3: что валяется на полу)

Масляная лампада с гениталиями торчком, меланхолический египтянин, орнаментальная интимная стрижка полированного торса, мутанты, консулы и небольшой гомосексуальный скандальчик в дипломатическом мире Флоренции.

Продолжаем рассматривать удивительную картину про музей Уффици.




И вот мы приступаем к разглядыванию того, что стоит и даже валяется на полу музея Уффици.

Левый нижний угол фиксирует известная римская статуя.


У нее есть итальянское прозвище -- Арротино ("Точильщик"), согласно тому действию, которое он производит. Необычная тема для античной скульптуры. Сегодня считают, что в эллинистическое время статуя была частью скульптурной группы "Наказания Марсия", где с означенного Марсия, проигравшего в соревновании Аполлона, сейчас будут сдирать кожу.

Копия в Версале


Позади Арротино тоже накиданы примечательные вещи.

Там, во-первых, стоит большая греческая ваза, работы т.н. Балтиморского мастера (анонимным вазописцам дают прозвище по чему угодно -- месту хранения, месту находки, фамилии первого владельца и т.п.). На этой крупной вазе (которая ныне в Национальном археологическом музее Флоренции) изображена сцена борьбы с амазонками.



Под пяткой у Арротино виден этрусский шлем (ныне в том же археологическом музее), с такой особенной пимпочкой наверху.



Далее стоит тоже очень известная вещь -- бронзовая "Химера из Ареццо", произведение этрусского искусства, ок. 400.
У нее три головы -- змеи, козла и льва. Этрусского искусства сохранилось очень мало: даже Капитолийская волчица, как оказалось, после Рождества Христова сделана (но вероятно скопирована с утраченного оригинала). К этой в новое время приделали хвост.



Спереди, загораживая точило Арретино, стоит совершенно офигительная штуковина. Вглядитесь в нее.


Ага, вам не мерещится. Вот подобная вещь в натуре, с другого ракурса.  Это масляный светильник, сделанный ок. 1550 года. Он повторяет весьма распространенную средневековую непристойную иконографию.



Около 434 года н.э. была сделана вот эта вещь. Это позднеримский миссорий -- большое церемониальное блюдо. Здесь изображен полководец консул Аспар, современник Аттилы. Тоже весьма редкий предмет.



Рассмотрим группу валяющихся предметов у края картины.

Т.н. бюст Цицерона


Голова Антиноя - флорентийская подделка 16 века. (Бронзовых подлинных Антиноев я как-то даже и не вспомню, все мраморные обычно).



Этрусская керамика. Как элегантно все это смотрится в черном цвете-то, а!



Завершает этот ряд лежащая картина школы Гверчино с изображением Сивиллы.



Вот копия исходной картины из английской коллекции (надеюсь, вы видите, какая тут слабая живопись уже)



Теперь поднимемся вверх и вернемся немного назад.
Вообще одна из главных прелестей этой картины в том, что она показывает нам, людям 21 века, когда музеи стали гигантскими концернами с пассажиропотоками а-ля метрополитен, гидропарки и т.п. -- показывает, какими музеи были в ту эпоху, когда ими интересовались лишь считанные образованные люди из элиты. Представляете себе время, когда в Эрмитаж, смотреть картины, пускали только по особым разрешениям?
В то время отношение к экспонатам было, конечно, гораздо более фамильярным и интимным. И их действительно могли вот так раскидывать, чтобы они могли живописно "позировать" заезжему художнику.

Ливорнский торс, 5 век до н.э.



Обратите внимание, как на картине элегантно причинные места прикрыты драпировкой. И как они, наоборот, акцентированы в оригинале. Волосы в паху сделаны как декоративный орнамент! А соски как пафосно обозначены!



Случайно затесавшееся сюда египетское искусство кажется каким-то добрым и уютным.



Это статуя священника Птахмоса, 14-й век до н.э.



Обратите внимание на столик. На нем лежит ковер (турецкий?)



Это ренессансный мозаичный столик в технике пьетро дуро (гладкая мозаика) работы Якопо Антелли и Якопо Лигоцци. До сих пор стоит в том зале.



Тут мы переходим к нижней группе людей, которые рассматривают "Венеру Урбинскую" Тициана. Молодые люди сзади рассматривают статую Венеры Медицейской, то есть тут, таким образом, идет спор -- какая из богинь красивее, древняя или современная?



Картину держит единственный абориген на полотне -- куратор Уффици Пьетро Бастиянелли.



Кстати, сама картина облокочена на рельеф, возможно, эту этрусскую погребальную урну.



В этой группе, кстати, англичане постарше, посолидней.



Руку к картине протягивает художник Томас Пэтч, У него есть вот такая картина-карикатура под названием "Знатоки" (тоже, заметьте, с "Венерой Убинской"). Обезьяна обозначает, что все эти люди идиоты в своих тщеславных делишках.



Мужчина в черном бархатном сюртуке с орденом -- дипломат сэр Хорас Манн, репутации которого повредило потом изгнание из Флоренции после гомосексуального скандала его друга, упомянутого художника Пэтча.

Вот еще одна картина Пэтча: Британские джентльмены во Флоренции в доме сэра Манна.


И вот, наконец, мы подошли к концу! Ура!
В правом нижнем углу на подставке лежит палитра и видна ножка -- это ножка той самой картины, которую пишет художник, то есть мы как бы смотрим не на картину, а на позирующих людей.

А теперь вы можете взглянуть на все это новыми глазами.


Tags: кусочек, ренессанс, рококо
Subscribe

Posts from This Journal “ренессанс” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 45 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “ренессанс” Tag