Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Что такое "салонный кубизм" и чем он отличается от кубизма эталонного

Про людей, которые не хотели быть "как Пикассо", придумывали очень интересные вещи, и вдохновляли своей "мазней" Нильса Бора. 

Вы слышали наверняка выражение "салонная живопись" и знаете, что это словосочетание пренебрежительное, относящееся зачастую к пошловатой декоративной живописи французской 19 века, нередко с едва прикрытыми сладенькими нимфами. Этот прилагательное -- "салонный", имейте в виду, произошло не от того, что эти картины предназначались для богато украшенных буржуазных салонов-гостиных. А по той причине, что эти картины выставлялись в великом и ужасном парижском Салоне, одном единственном, том самом.

Робер Делоне. Улицы Парижа. 1912



Салон был основан в конце 17 века (и проводится до наших дней, хотя уже это совсем не важно). Под знаком Салона существовала большая часть живописи 18 века и почти вся 19-го: сначала все хотели попасть туда и получить его награды, потом нарочито стали себя противопоставляли ему. Получить медаль от Салона было для художника как... как сейчас для музыканта попасть в Зал славы рок-н-ролла и добиться платинового диска. (Потом все, конечно, изменилось).

Тем не менее, к нашему салонному кубизму этот официальный академический Салон отношения не имеет, это я так, для общего развития вам поведала. Запомните только, что в  1884 году прошел первый Салон Независимых -- это самодеятельная выставка, где собрались все художники, чьи картины из-за смелости не прошли фейсконтроль в академический Салон. Все великие французские художники, импрессионисты, постимпрессионисты которые -- они, по большей части, выставлялись именно на Салоне Независимых.

Теперь к делу.
Жили-были Пабло Пикассо и Жорж Брак, которым так хорошо работалось в Париже, что примерно в 1905-1907 годах они изобрели кубизм. Эта новая манера так всем понравилась, что писать в стиле кубизм стали по всему миру, включая и далекую снежную Россию. Тем не менее, самое веселое, конечно, происходило в Париже. Группа других художников тоже стали писать кубистические картины, и они были весьма успешными. В 1911 году они заняли целый зал на очередном Салоне Независимых, который стал уже прочной традицией.  Это были Альбер Глез, Жан Метценже, Анри Ле Фоконье, Робер Делоне, Фернан Леже (и примкнувшая к ним Мари Лорансен).

Зал 41 на Салоне Независимых, по словам Гийома Аполлинера, «произвела глубокое впечатление на публику», а Глез охарактеризовал реакцию на зрелище как «взрыв». Он писал: «В то время как газеты били тревогу, чтобы предупредить людей об опасности, и в то время как власти обращались с призывом что-то с этим сделать, авторы песен, сатирики и другие люди с остроумием и юмором вызывали огромное удовольствие своими играми со словом "куб", обнаруживая, что это -- очень подходящий способ вызвать смех, который, как мы все знаем, является основной характеристикой, отличающей человека от животных».

И вот с той поры их стали называть "салонными кубистами", чтобы отличить от "галерейных кубистов" Пикассо и Брака, выставленных Даниэлем-Анри Канвейлером. Временные рамки салонного: 1910-1918 годы.

Ж. Метценже. Чаепитие. 1911


Хотя Пикассо и Брак сегодня являются самыми известными кубистами, именно кубисты Салона создали кубизм как узнаваемое движение и представили его широкой публике посредством своих выставок в известных парижских салонах в период с 1910 по 1913 годы. Они намеренно шли другим художественным путем, чем создатели направления. По сравнению с небольшими, интимными работами Пикассо и Брака с приглушенной палитрой коричневых и серых цветов, салонные кубисты писали крупномасштабные работы в ярких цветах и ​​обосновывали свои эстетические теории ссылками на математику и философию витализма.

Ж. Метценже. Солдат с шахматами, 1914-5


Пикассо и Брак сформулировали основы кубизма в беседах в своих мастерских. Арт-дилер Канвейлер давал им деньги на кубизм, типа как грант, они смогли экспериментировать, сами по себе, практически в пробирке. Кубисты Салона, с другой стороны, наоборот выставляли свои работы на всеобщее обозрение толпы в Салонах. Онии чувствовали желание донести свои эстетические идеи до публики и поэтому были более, скажем так, популистами. Они старались не уходить в полную абстракцию, делали сюжетные вещи -- портреты, жанровые сцены. Писали при этом тексты -- манифесты и статьи, обосновывающие их метод.

Фернан Леже. Курильщики. 1911-2


Как вообще делался кубизм, я уже рассказывала на примере портрета Клетчатого из "Принца Флоризеля" (статья на портале Артхив целиком, а вот здесь комментарии умные). В общем, идея в том, чтобы изображать предмет с нескольких точек зрения одновременно, играя с трехмерностью. Салонные кубисты, впрочем, делали и просто граненые вещи.

А. Глез. Женщина с флоксами, 1910


Еще скандальной выставки 1911 года эти четыре художника образовали группу Пюто (Puteaux), названную по пригороду Парижа, где жил Марсель Дюшан и его братья, тоже художники -- Жак Вийон и Раймон Дюшан-Вийон. Три брата, которые тогда увлекались кубизмом, стали центром художественной группы. В группу Пюто, как ее стали называть, также входили Ле Фоконье, Соня Делоне, Франтишек Купка, Франсиско Пикабиа, Хуан Грис, Жан Маршар и скульпторы Йожеф Чаки и Александр Архипенко.

После "опубликования" кубизма в Салоне 1911 года группа Puteaux получила название Section d'Or, по предложению Жака Вийона. Имелось в виду «золотое сечение»: новое название подчеркивало, что этот кубизм был окончательной кульминацией западной традиции концепции золотого сечения, восходящей к древним грекам.

Александр Архипенко. Идущая женщина. 1912


Любопытно: Нильс Бор купил картину Метценже "Женщина с лошадью" (1911-2) и повесил в своем кабинете. Эта картина вдохновила великого физика постулировать, что в совокупности электрон является и волной, и частицей, но его наблюдателю приходится выбрать точку зрения, с которой он представлен только в одном определённом виде .

Ж. Метценже. "Женщина с лошадью".


(При этом учитывайте, что по манере мышления, раскладывания предметов на грани, кубизм делится на периоды -- синтетический, аналитический, кристаллический и др. Меценже, например, пару стадий в своем творчестве прошел (но при этом оставаясь салонным, т.е. это больше характеристика тусовки, чем стиля).

(английский сайт, частично перевела оттуда).

Вот так коротенько, для развития эрудиции дорогих читателей, и моей собственной.

Tags: avant-garde, пикассо, франция
Subscribe

Posts from This Journal “avant-garde” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “avant-garde” Tag