Питер Брейгель Младший («Адский»). "Льстецы".
Ок. 1592. (Из цикла "Фламандские пословицы"). Лейденская коллекция
Некоторый юмор остается универсальным, несмотря на века, и действует безошибочно на определенные пласты зрителей.
Картина иллюстрирует старую фламандскую пословицу о том, что у состоятельных людей всегда будут льстецы: «Поскольку в моем кошельке столько денег, то весь мир лезет в мою дырку».
Фредерик Сэндис. "Елена Троянская".
1867. Walker Art Gallery
Картина, по идее изображающая самую прекрасную женщину Древней Греции, показывает нам лицо какой-то героини немого фильма Чарли Чаплина, с надутыми губками и взглядом исподлобья. И волосы рыжие, а не золотые (как у античного идеала), и не черные (как у реальных гречанок); просто художник -- из прерафаэлитов, а у них других натурщиц не водилось, профсоюз запрещал.
Существует разгадка этого странного выражения лица Елены Прекрасной. Благодаря сравнению с гравюрой, сделанной годом ранее. Становится ясно, что это просто увеличенный фрагмент большой композиции, на которой пророчица Кассандра орет на Елену, показывая пальцем в горящую Трою. То есть вид у красавицы на самом деле виноватый, как это выражение лица уж смог изобразить художник.
(Гравюра под катом)
[ Spoiler (click to open)]
Жозеф Дюкре. "Зевающий автопортрет".
1783, Музей Гетти
Очень успешный официальный портретист, работавший перед Французской революции. Написал толпы застывших напудренных дам и скучных кавалеров. В автопортретах же Дюкре резвился как мог. (Революцию счастливо пережил, хотя оставался в Париже; умер в 1802 году в 67-летнем возрасте).
Хосе Рибера. "Портрет бородатой женщины с мужем и сыном".
1631. Фонд Лерма (выставлен в Госпитале Тавера, Толедо)
Поразительная картина, изображающая придворного уродца Неаполитанского короля, женщину, страдающую оволосением. На самом деле, очень трагическая вещь, если вдуматься -- несколько лет эта семья позировала для картины в кунсткамеру. Ну и вдобавок, это один из первых групповых, семейных портретов в испанской живописи.
Адриан Брауэр. "Горькое пойло".
1636-8, Штеделевский художественный институт
И мы продолжаем тему странных выражений лица. Написать гримасу вместо чего-то красивого -- конечно, безошибочный способ привлечь внимание.
Интерес фламандца Брауэра к подобным "грязным" темам -- проявление того же национального юмора, который мы видели у Брейгеля Адского. "Низкие" темы в том регионе пользовались большой популярностью.
Иоганн Генрих Фюссли. "Брунгильда, наблюдающая за Гунтером, которого она привязала к потолку".
1807. Ноттингемские музеи
Вообще это рисунок, а не картина, но уж больно забавный, хоть и на сюжет из мифов о Нибелунгах. Кстати, это первая брачная ночь тут изображена.
Кузьма Петров-Водкин. "Первые шаги".
1925. Русский музей
Эта картина в моем списке призвана занять позицию "самой трогательной и милой", но при этом смешной.
Франсуа Эмиль Эрманн. "Эдип и сфинкс".
1903. Страсбургский музей
Художники эпохи модерна умели добавлять какую-то невыносимую прелесть в сюжеты греческой мифологии.
Павел Федотов. "Свежий кавалер".
1846, Третьяковская галерея
У Федотова среди сатирических картин трудно выбрать лучшую, но пусть будет эта. Кстати, вы знаете, что цензура запретила делать с нее гравюры и продавать их -- "из-за непочтительного отношения к государственной награде"?
Одилон Редон. "Циклоп".
1898-1900, Музей Кроллер-Мюллер.
Еще одна картина на сюжет греческого мифа: циклоп Полифем подглядывает за наядой Галатеей, в которую он влюблен. Именно этот трогательный глазик вскоре проткнет Одиссей острым колом.
А какие картины считаете смешными вы?
(Примечание: модернизм, всякие Пикассо, Сальвадор Дали, Эгон Шиле и проч. не надо тащить в комментарии -- только реалистическое искусство, лучше до конца 19 века).
***
Подписывайтесь на мой инстаграмм про красивую живопись.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →