Продолжаю экспериментировать в синтезе искусств. Смотрим картины про музыку и слушаем картины с используемыми музыкальными инструментами.
Carl Müller – Music room of Johannes Brahms. 1906
Сегодня нам аккомпанирует в этом южнокорейская пианистка Йол Юм Сон – лауреат XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского (2011), XIII конкурса имени В. Клайберна (2009) и Международного конкурса имени А. Рубинштейна (2005).
Фортепьяно (пианино, рояль) -- это крайне популярная вещь, особенно в 19 веке, поэтому произведений искусства с его изображением очень много. Это и жанровые сценки, и исторические картины, и портреты, иногда даже натюрморты. Но из всего огромного множества этих произведений я постаралась выбрать те, которые бы передали атмосферу домашних и частных концертов 19 века, когда та музыка, которую играет наша южнокорейская пианистка, была особенно популярной.
Francesco Miralles Galup
Крупные жанровые картины с большим количеством действующих лиц иногда, при внимательном рассмотрении, оказываются не жанровыми, а истоническими: художник конца 19 века играет в эпоху ампира, как у нас живописцы любили играть в бояр и боярышень.
Carl Fischer-Köystrand. Hausmusik
Впрочем, иногда они являются и вполне себе своевременными зарисовками.
Картин с концертами в нашем современном понимании (с гигантским залом и огромным количеством публики) пишут мало. Обычно полотна посвящены домашним занятиям, частным музыкантам.
Rudolf Alfred Höger. Hausmusik
Большее количество людей мы можем увидеть в полотнах, посвященных салонам, гостиным видных светских лиц. Там уже не домашние концерты, а реально профессиональные, но публики, все равно, по нашим понятиям, собиралось маловато, и вся она была весьма отборная.
Г. Семирадский. Концерт Шопена. 1887
Вот это полотно с изображением "шубертиады" (мероприятия, посвещенного Шуберту) - как раз из таких исторических жаннов. По костюмам очевидно, что это отнюдь не время создания полотна. Да и не умели в ту эпоху так виртуозно группировать людей на крупных полотнах (в ту эпоху "Последний день Помпеи" считался крутой групповой картиной).
Julius Schmid. Schubertiade. 1897
Опять та же корейская пианистка
Но сцен с концертами на самом деле мало по сравнению с наиболее любимым в 19 веке жанром: "хорошенькая телочка играет на клавишах". Такое писали целый век в самых различных комбинациях.
Оскар Перейра да Сильва. Час музыки. 1901
Писали и современниц, и исторические экскурсы, и вымышленных типовых красавиц, и членов собственной семьи. Обожали эту иконографию художники. Ну, и очевидно, она весьма покупаема была -- потому что, как я не устаю повторять, "в стол" тогда не писали картины.
George Hamilton Barrable. A Song Without Words. 1880
Очень много девушек за пианино написал Ренуар. На этой, кстати, на стене, кажется, висят два Дега -- забавный реверанс.
Auguste Renoir/ Yvonne et Christine Lerolle au piano (1897)
У Ренуара современницы и портреты реальных людей, а вот пример историзма. Во 2-й пол. 19 века в Англии был распространен стиль Regency Revival - воспроизведение их эпохи Регентства (примерно совпадает с нашей александровской эпохой, т.е. Джейн Остин/Наташа Ростова). На этой картине Лайтона, который специализировался на этом "редженси", мы как раз видим сценку из самого начала 19 века.
Edmund Blair Leighton - Singing to the reverend. 1896
Девушку могли рисовать в одиночку, в компании, во время урока. Она может играть в сопровождении подруги, переворачивающей ноты, ребенка, которого она учит. Или, как в данном случае, в процессе флирта. Художник, обратите внимание, польский: сюжет интернационален.
Leon Wyczółkowski. I once saw - scene at the piano. 1884
Ева Гонсалес - импрессионистка, и поэтому она этот же сюжет трактует не с наружным любованием, а как-то больше изнутри, соотнося с собой. Ей вообще такое свойственно было.
Eva Gonzalès - Secretly. 1870s
Йол Юм Сон продолжает для нас играть
Обилие подобных сюжетов с играющими девушками наводит на подозрение, что какой-то фетиш в этом был для мужчин 19 века, о котором нам сегодня трудно догадаться. Эту теорию мне подтверждают и несколько вот таких картин с совершенно одинаковым сюжетом. Мол, художник рисовал обнаженную натурщицу, потом она утомилась в одной и той же позе стоять несколько часов. И решила отдохнуть. Отдых ее состоял в том, что она тут же, не надевая белья и лишь завернувшись в пледик, садится за пианину и играет музыку. Чтобы развлечь своего господина и повелителя, видимо. Это же лучший способ для женщины отдохнуть после неподвижного стояния часами нагишом, не правда ли?
Descanso do Modelo (Almeida Júnior). 1882
Реально фетиш.
:Louis Galliac The artist's model
Почему-то вот никто не пишет голых мужиков, играющих на рояле. Даже женщины-художники, даже в 20-21 веке. А натурщиц обнаженных продолжают писать в таком виде, можете гугл спросить (я сюда тащить не стала).
G. Caillebotte - Jeune homme au piano. 1876
Спасибо, Йол Юм Сон, за аккомпанимент
Ну и как же без милоты, она же тоже так великолепно продается, и приносит художнику пользу. Дети-блондины!
Aurélio de Figueiredo - Menina ao piano. 1892
Вы же не удивитесь, когда я вам сообщу, что картин с собаками и котами, играющими на пианино, тоже достаточно? Но их тоже не ставлю, они к музыке сюда как-то не подходят.
George Goodwin Kilburne. Piano practice
Спонсором данного поста является Московский международный Дом музыки, где
27 и 28 апреля пройдут два концерта пианистки Йол Юм Сон.
- 27.04.19: вместе с В. Спиваковым и "Виртуозами Москвы", в программе Моцарт. Стоимость билетов: 400 – 2400 Р
- 28.04.19: сольный концерт, в программе Шопен. Стоимость билетов: 300 – 1200 Р
Предыдущие выпуски цикла смотрите по тэгу.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
Bestin_es
March 15 2019, 10:01:52 UTC 5 years ago
Там уже не домашние концерты, а реально профессиональные, но публики, все равно... собиралось маловато, и вся она была весьма отборная.
Концерты долго были домашними. В первой половине 19 века, при жизни Шопена, все концерты были домашними, и неважно, что музыканты были профессионалами. Это уже Лист во второй половине 19 века выступал в больших залах.
В Песне без слов George Hamilton Barrable девушка не смогла бы ее сыграть: там у пианино клавиатура октавы на четыре, не хватило полотна, видать, у бедняги художника.
Про шубертиаду уже написали, про пианино где ребенок, что это клавесин, тоже.
Обожаю ваши посты, спасибо за красоту и просвещение!
Но профессиональная деформация, да.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →