
Niobide ferita, Palazzo Massimo alle Terme, Rome
Скульптура под названием "Раненая ниобида" появилась из-под земли в 1906 году в Риме: её нашли при земляных работах на месте Садов Саллюстия на глубине в целых 11 метров. Возможно, её закопали во времена поздней империи, перед разграблением Рима вестготами Аларика в 410 году. Примечательно, что это не римская копия нашей эры с какого-нибудь греческого оригинала, а самый настоящий греческий подлинник 440-430 годов до н.э. из паросского мрамора, что в римских раскопах встречается редко.
Сюжет, которому посвящено это произведение искусства, достаточно известен. Жила-была царица Ниоба, у которой родилось 14 детей, поровну девочек и мальчиков. И она стала смеяться над богиней Латоной, у которой было всего двое. Та обиделась, и эти двое богов — Аполлон и Артемида, расстреляли насмерть всю семью Ниобы из луков, включая самых маленьких детей.

Данная статуя с изображением умирающей девушки — одна из дочерей хвастливой царицы. Этот сюжет опознается благодаря тому, что у нее из спины торчит стрела (вернее, сохранились её следы).
Вглядитесь, небольшое отверстие для стрелы видно между плечами, чуть выше ткани.

Жест закинутой руки девушки — это инстинктивная попытка умирающей выдернуть ранившую её стрелу. Заодно эта поза дает возможность скульптору показать изумительно красивый изгиб молодого тела и (типичный случай) обнажить верхнюю часть её торса. Ибо женщины в произведениях искусства одетыми умирать не имеют права.

Скульптурная группа со смертью ниобид, возможно, включала 16-17 фигур, по числу действующих лиц. Целой сохранилась только эта статуя, еще две вероятные — в обломках. (Более полная группа "Смерть ниобид" из Уффици, где уцелело десяток статуй — создана позднее, в эпоху эллинизма).
Группа "Смерть ниобид" варианта Уффици (слепки в садах Виллы Медичи)

Почему я называю именно эту статую "самой красивой смертью в греческом искусстве"? А вы посмотрите, как изумительно здесь все сгармонизовано. Идеальное тело с приятными глазу пропорциями, открытая поза, позволяющая взору блуждать и наслаждаться красотой фигуры. При этом жест Ниобиды явно говорит о неестественности, страдании, но все равно как-то спокойно и гармонично — в отличие от более поздней эпохи эллинизма, когда статуи, посвященные убийствам, будут действительно излучать тяжелые эмоции, экспрессию (например, Гибель Лаокоона).

← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →