Самая красивая смерть в древнегреческой скульптуре
Все, как обычно: кровавый миф про бессмысленную гибель, красивая обнажённая женщина и непревзойденное мастерство античных скульпторов. Взглянем повнимательней.

Niobide ferita, Palazzo Massimo alle Terme, Rome
Скульптура под названием "Раненая ниобида" появилась из-под земли в 1906 году в Риме: её нашли при земляных работах на месте Садов Саллюстия на глубине в целых 11 метров. Возможно, её закопали во времена поздней империи, перед разграблением Рима вестготами Аларика в 410 году. Примечательно, что это не римская копия нашей эры с какого-нибудь греческого оригинала, а самый настоящий греческий подлинник 440-430 годов до н.э. из паросского мрамора, что в римских раскопах встречается редко.
Сюжет, которому посвящено это произведение искусства, достаточно известен. Жила-была царица Ниоба, у которой родилось 14 детей, поровну девочек и мальчиков. И она стала смеяться над богиней Латоной, у которой было всего двое. Та обиделась, и эти двое богов — Аполлон и Артемида, расстреляли насмерть всю семью Ниобы из луков, включая самых маленьких детей.

Данная статуя с изображением умирающей девушки — одна из дочерей хвастливой царицы. Этот сюжет опознается благодаря тому, что у нее из спины торчит стрела (вернее, сохранились её следы).
Вглядитесь, небольшое отверстие для стрелы видно между плечами, чуть выше ткани.

Жест закинутой руки девушки — это инстинктивная попытка умирающей выдернуть ранившую её стрелу. Заодно эта поза дает возможность скульптору показать изумительно красивый изгиб молодого тела и (типичный случай) обнажить верхнюю часть её торса. Ибо женщины в произведениях искусства одетыми умирать не имеют права.

Скульптурная группа со смертью ниобид, возможно, включала 16-17 фигур, по числу действующих лиц. Целой сохранилась только эта статуя, еще две вероятные — в обломках. (Более полная группа "Смерть ниобид" из Уффици, где уцелело десяток статуй — создана позднее, в эпоху эллинизма).
Группа "Смерть ниобид" варианта Уффици (слепки в садах Виллы Медичи)

Почему я называю именно эту статую "самой красивой смертью в греческом искусстве"? А вы посмотрите, как изумительно здесь все сгармонизовано. Идеальное тело с приятными глазу пропорциями, открытая поза, позволяющая взору блуждать и наслаждаться красотой фигуры. При этом жест Ниобиды явно говорит о неестественности, страдании, но все равно как-то спокойно и гармонично — в отличие от более поздней эпохи эллинизма, когда статуи, посвященные убийствам, будут действительно излучать тяжелые эмоции, экспрессию (например, Гибель Лаокоона).


Niobide ferita, Palazzo Massimo alle Terme, Rome
Скульптура под названием "Раненая ниобида" появилась из-под земли в 1906 году в Риме: её нашли при земляных работах на месте Садов Саллюстия на глубине в целых 11 метров. Возможно, её закопали во времена поздней империи, перед разграблением Рима вестготами Аларика в 410 году. Примечательно, что это не римская копия нашей эры с какого-нибудь греческого оригинала, а самый настоящий греческий подлинник 440-430 годов до н.э. из паросского мрамора, что в римских раскопах встречается редко.
Сюжет, которому посвящено это произведение искусства, достаточно известен. Жила-была царица Ниоба, у которой родилось 14 детей, поровну девочек и мальчиков. И она стала смеяться над богиней Латоной, у которой было всего двое. Та обиделась, и эти двое богов — Аполлон и Артемида, расстреляли насмерть всю семью Ниобы из луков, включая самых маленьких детей.

Данная статуя с изображением умирающей девушки — одна из дочерей хвастливой царицы. Этот сюжет опознается благодаря тому, что у нее из спины торчит стрела (вернее, сохранились её следы).
Вглядитесь, небольшое отверстие для стрелы видно между плечами, чуть выше ткани.

Жест закинутой руки девушки — это инстинктивная попытка умирающей выдернуть ранившую её стрелу. Заодно эта поза дает возможность скульптору показать изумительно красивый изгиб молодого тела и (типичный случай) обнажить верхнюю часть её торса. Ибо женщины в произведениях искусства одетыми умирать не имеют права.

Скульптурная группа со смертью ниобид, возможно, включала 16-17 фигур, по числу действующих лиц. Целой сохранилась только эта статуя, еще две вероятные — в обломках. (Более полная группа "Смерть ниобид" из Уффици, где уцелело десяток статуй — создана позднее, в эпоху эллинизма).
Группа "Смерть ниобид" варианта Уффици (слепки в садах Виллы Медичи)

Почему я называю именно эту статую "самой красивой смертью в греческом искусстве"? А вы посмотрите, как изумительно здесь все сгармонизовано. Идеальное тело с приятными глазу пропорциями, открытая поза, позволяющая взору блуждать и наслаждаться красотой фигуры. При этом жест Ниобиды явно говорит о неестественности, страдании, но все равно как-то спокойно и гармонично — в отличие от более поздней эпохи эллинизма, когда статуи, посвященные убийствам, будут действительно излучать тяжелые эмоции, экспрессию (например, Гибель Лаокоона).

Предыдущие рассказы о скульптурах: