Именно "добывать". Изготавливать лёд не умели, его, словно горные ископаемые, рубили кирками из природных источников воды.
К. Айвазовский. 1877. Изображена река Нева
Понятно, что у нас, русских, проблем с тем, чтобы наполнить свой хозяйский ледник подручными средствами на полгода, которые не зимние, обычно-то не бывало. А вот более тёплым странам приходилось серьезно вкладываться и экспортировать.
Далее позволю себе разбавить картинки, скопипастив из статьи википедии "торговля льдом" вводную информацию.
Торговля льдом — отрасль мирового хозяйства, существовавшая в XIX веке, с центром на восточном побережье Соединённых Штатов и в Норвегии, включающая масштабный сбор, транспортировку и реализацию природного льда для внутреннего потребления и в коммерческих целях. Лёд собирался с поверхности прудов и ручьёв, после чего хранился в ледниках, а затем направлялся на кораблях, баржах или поездах до мест назначения по всему миру. Сети торговли, как правило, использовались для распространения продукта среди домохозяйств и небольших коммерческих организаций. Торговля льдом произвела революцию в американской мясной, овощной и фруктовой промышленностях, вызвав значительный рост рыбной промышленности, и способствовала появлению ряда новых напитков и продуктов питания.
Погрузка на корабль в Норвегии, 1900
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/25/Norway_ice_trade.jpg/640px-Norway_ice_trade.jpg)
Торговля льдом впервые была начата предпринимателем из Новой Англии Фредериком Тюдором в 1806 году. Тюдор начал поставлять лёд на принадлежавший Франции остров Мартиника в Карибском море, надеясь продавать его там богатым представителям европейской элиты, используя для хранения льда ледник, который он выстроил специально для этой цели. В ближайшие последующие годы товарооборот льда был расширен им до Кубы и южной части Соединённых Штатов, а к деятельности Тюдора в добыче и доставке льда из Новой Англии присоединились и другие торговцы. В течение 1830-х и 1840-х годов торговля льдом существенно расширилась — его стали поставлять в Англию, Индию, Южную Америку, Китай и Австралию. Тюдор разбогател благодаря торговлей льдом с Индией, в то время как некоторые марки, связанные с отраслью, такие как Wenham Ice, стали известны в Лондоне.
Магазин-склад льда в Челси, 1861
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f3/Mr._Charles_ice-stores%2C_Lindsey_House%2C_Chelsea-_carting_the_ice_LCCN2007680194.jpg/982px-Mr._Charles_ice-stores%2C_Lindsey_House%2C_Chelsea-_carting_the_ice_LCCN2007680194.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/42/Mr._Charles_ice-stores%2C_Lindsey_House%2C_Chelsea-_storing_the_ice_LCCN2007680195.jpg/980px-Mr._Charles_ice-stores%2C_Lindsey_House%2C_Chelsea-_storing_the_ice_LCCN2007680195.jpg)
Торговля льдом, тем не менее, начала сосредотачиваться на поставках льда в растущие города на восточном побережье США и для нужд предприятий по всему Среднему Западу Америки. Граждане Нью-Йорка и Филадельфии становились крупнейшими потребителями льда во время долгих жарких летних периодов, и для удовлетворения их спроса дополнительное количество льда добывалось из реки Гудзон и в Мэне. Лёд начал использоваться в рефрижераторных вагонах на железных дорогах, что позволило мясопромышленникам районов Чикаго и Цинциннати производить убой крупного рогатого скота на месте, отправляя затем упакованное мясо на восток либо реализуя его на внутренних или зарубежных рынках. Применение рефрижераторных автомобилей и кораблей позволило создать национальную овощную и фруктовую промышленность, тогда как раньше данные продукты потреблялись только на месте. Американские и британские рыбаки начали сохранять с помощью льда свои уловы, что позволило увеличить продолжительность рейсов и объёмы самих уловов, а пивоваренная промышленность начала функционировать в течение всего года. После того как американский экспорт льда уменьшился после 1870 года, крупным игроком на международном рынке льда стала Норвегия, поставляя большое количество льда в Англию и Германию.
Склад льда в Нью-Йорке, 1871
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/63/Inside_of_ice_warehouse_1871.jpg/1021px-Inside_of_ice_warehouse_1871.jpg)
На своём пике в конце XIX века в торговле льдом в США были заняты, по некоторым оценкам, 90 000 человек, а капитализация отрасли достигала 28 миллионов долларов (660 миллионов долларов по курсу 2010 года), будучи способной с помощью ледников хранить до 250 000 тонн льда в каждом из них; Норвегия экспортировала миллион тонн льда в год, опираясь на сеть искусственных озёр. Однако постепенно у торговли льдом появилась конкуренция в виде фабрик, производивших искусственный лёд и способных осуществлять механическое охлаждение.
Нью-Йорк, 1884
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/cd/New_York_Ice_trade_colour.jpg)
Первоначально ненадёжные и дорогостоящие, фабрики по производству льда вскоре начали успешно конкурировать с натуральным льдом в Австралии и Индии в течение 1850-х и 1870-х годов соответственно, пока с началом Первой мировой войны в 1914 году в США на фабриках искусственного льда стало производиться больше льда, чем собиралось натурального. Несмотря на временное увеличение производства в США во время войны, в межвоенный период произошёл полный крах торговли льдом во всём мире. Сегодня натуральный лед иногда собирают для ледовых скульптур и ледовых фестивалей, но от промышленной сети ледников и специальных транспортных средств, существовавшей в XIX веке, практически ничего не осталось.
Далее можете почитать огромную статью в Википедии на английском языке, а в русском варианте ее перевод есть, но брошен где-то на середине.
Разгрузка в Кубе, 1832 год
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/15/Slaves_Unloading_Ice_in_Cuba_1832.jpg/640px-Slaves_Unloading_Ice_in_Cuba_1832.jpg)
***
Так, вроде с алгоритмом добычи и продажи льда мы ознакомились, теперь взглянем опять на картины маслом. Преимущественно они посвящены самому необычному -- добыче льда среди белоснежного пейзажа, и изображают всякие дикие для европейцев страны, где этот лёд добывался.
Дж. П. Кокберн. Квебек. 1830
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/16/La_coupe_de_la_glace%2C_vers_1830%2C_aquarelle_de_James_Pattison_Cockburn.jpg)
Карл Колман. 1-я пол. 19 века, где-то в России
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1b/Carl_Kollmann_Paysage_avec_deux_Russes_d%C3%A9chargeant_deux_blocs_de_glace.jpg)
Cornelius Krieghoff, 1-я пол. 19 века. Река св. Лаврентия
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b4/%27The_Ice_Cutters_on_the_St._Lawrence_at_Longueuil%27%2C_oil_painting_by_Cornelius_Krieghoff.jpg/932px-%27The_Ice_Cutters_on_the_St._Lawrence_at_Longueuil%27%2C_oil_painting_by_Cornelius_Krieghoff.jpg)
Frédéric de Haenen. ок 1913 года. Река Нева
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c0/Ice_cutting_on_the_Neva%2C_c._1913.jpg)
Лев Лагорио. Возка льда (Зимний вид бывшего винного городка на Васильевском острове в Петербурге на Черной речке), 1849.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c8/Lagorio_Ice.jpg/1024px-Lagorio_Ice.jpg)
Ледовоз. Фирма Фаберже. Художник Г. Савицкий. Разноцветные яшмы, кахолонг, нефрит, лазурит, змеевик, кварц, серебро. Музей Ферсмана
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/bb/Ice_carrier_%28Faberge%29.jpg/1024px-Ice_carrier_%28Faberge%29.jpg)
Морис Каллен. 1913 год. Канада
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/76/Maurice_Cullen_-_The_Ice_Harvest.jpg)
Морис Каллен, 1923, Канада
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/46/Maurice_Cullen_-_Ice_cutters%2C_Longueuil.jpg/1024px-Maurice_Cullen_-_Ice_cutters%2C_Longueuil.jpg)
Clarence Gagnon, Канада, 1-я пол. 20 века
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/1405883/1405883_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/1406354/1406354_800.jpg)
Claude Langevin, Канада, 2-я пол. 19 века
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/1406118/1406118_800.jpg)
Peder Mork Mønsted. Лиллехаммер
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/1406595/1406595_800.jpg)
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →