Особо любознательные комментаторы уже разыскали правильный ответ, но вот выложу для общего ознакомления, с дополнительными картинками.
Фаюмский портрет, 4 в. н.э. Музей Гетти
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/67/Fayum-32.jpg)
В руках у этого стилизованно нарисованного юноши очень же стилизованный предмет, являющийся атрибутом погребального обряда -- сложенная вдвое гирлянда из розовых цветов, с листочками и ленточками.
На портрете ниже нарисована она же, только в более реалистичной, импрессионистской манере (потому что портрет более ранний).
Фаюмский портрет, Лувр, III в. н.э.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f6/Fayum-76.jpg)
Еще примеры той же иконографии (обратите внимание, как упрощается манера)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/93/Portrait_d%E2%80%99homme_barbu.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ee/%D0%96%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82._%D0%A4%D0%B0%D1%8E%D0%BC._%D0%94%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%2C_%D1%8D%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0._%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%86_II_-_%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%BE_IV_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0.jpg/685px-%D0%96%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82._%D0%A4%D0%B0%D1%8E%D0%BC._%D0%94%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%2C_%D1%8D%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0._%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%86_II_-_%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%BE_IV_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4d/Brooklyn_Museum_-_Boy_with_a_Floral_Garland_in_His_Hair_-_overall.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/00/Brooklyn_Museum_-_Portrait_of_a_Young_Person.jpg)
Об идеологических причинах подобного упрощения я вчера специально не рассказывала, как-нибудь напишу подробно, когда на меня снова ангст накатит.
***
А вот что этот веночек-гирлянда обозначал:
По наводке уважаемого
...А в Поздний период погребальный культ охватил все слои общества и стал таким же естественным, как и в наши дни. Отслеживая его массовые тенденции и характерные особенности, можно выйти на эпоху христианства, метафизика которого по аналогии с древнеегипетской религией базируется на представлениях о загробной жизни. Но предварительно разберёмся с красивой розовой гирляндой, которую несут две птички.
Мозаика из Алумы, Израиль
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b9/Aluma_mosaic.jpg)
Похожую гирлянду можно увидеть в церкви "Умножения Хлебов и Рыб" (Табха, Израиль). Гирлянда предназначена для венка оправдания или венка Осириса: начиная со времени Нового царства умершим и их правителю в подземном мире, Осирису, дается «венок оправдания»; этот обычай является символическим выражением для обозначения доказанной невиновности перед судом в потустороннем мире.
Мозаика в Табхе, Израиль
Такие венки обвивали диадемы умерших правителей, а позднее служили вообще украшением оболочки мумии. В одном из текстов проводится сравнение с венком Осириса как знаком триумфа над его соперником, полученным от прабога Амона.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/58/Deceased_watched_by_Horus%2C_from_Saqqara.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/90/Deceased_with_Anubi_and_Osiris_%28Louvre%29.jpg)
Венки изготавливались большей частью из листьев оливкового дерева. Как пример, погребальная камера Тиграна-паши (1 век н.э.), Александрия (Ком эш-Шукафа):
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/27/Tomb_of_Tigran%2C_Catacombs_of_Kom_el-Shoqafa.jpg)
Усопший изображен в виде мумии Осириса, его окружают богини Исида и Нефтида. Под сводом погребальной камеры нарисован крылатый солнечный диск – Хор Бехдетский, под ним цветочная гирлянда, приготовленная, чтобы стать венком. А по бокам стоят фигурки Хора олицетворяющие два солярных аспекта: восход и закат.
Саркофаг из некрополя в Абукире, Александрия
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/1391814/1391814_600.jpg)
При изготовлении венка оправдания, основой служила полоска вырезанная из сердцевины папируса. Её обвивали листьями оливы, игравшими роль вставочки для васильков и лепестков водяной лилии; листья оливы были надежно скреплены в ряд двумя тонкими полосками из сердцевины папируса, продеты между листьями с двух сторон. Листья были расположены в ряд таким образом, что один из них был повернут наружу тыльной стороной, а следующий – нижней; такой порядок создавал эффект чередования тускло-зеленых и серебристых тонов. Специальная глава «Книги мертвых» (XIX) была посвящена венцу подобного рода, и до нас дошла даже магическая формула, которую следовало читать, когда такой венок возлагали на крышку гроба. Эти «венцы оправдания» были широко распространены со времени XVII династии до греко-римского периода. (Говард Картер. Гробница Тутанхамона) (...)
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
Comments for this post were locked by the author