
Если же художник пишет обнаженного мужчину, то это потому, что он:
а) он — это она, женщина. Количество мало, потому что женщин в массе до натурных классов начали допускать лишь в эпоху суфражисток (обсуждали это тут), поэтому их работы не успели стать "великими"
б) он — не "правильной" ориентации, и испытывает к своей модели те чувства, которые большинство прочих художников испытывает к "Венерам". И в итоге по картине это заметно (обсуждали это тут)
в) потому что он — суперпрофессионал. Он такой мастер живописи, что всем зрителям пофиг, любил он женщин, мальчиков или пекинесов. Он не тычет это вожделение к своему обьекту в глаза зрителю, а просто творит красоту.
Собственно, к третьей категории большинство картин моего списка и относится.
Список хронологический.
АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА, Святой Себастьян, ок. 1478
Тема "Святых Себастьянов" — одна из самых популярных, когда речь идет об изображении обнаженного мужского тела. Выбираю эту картину, как достаточно раннюю. Обратите внимание: сначала нагота только в картинах на религиозные сюжеты (потому что картин на иные и не писали сначала).

БОТТИЧЕЛЛИ, Венера и Марс, ок. 1483
Конец 15-го века, ура, начали рисовать обнаженное тело, с красивой мускулатурой, да вдобавок и на тему мифологии.
Смотрите, поскольку это раннее новое время, то обнажать женщину еще стесняются, хотя мужчину уже можно (такая же ситуация была в Древней Греции вначале).
Тут (поскольку выбора из этой эпохи маловато) оба пола представлены равноправно по размеру, но больше таких картин буду стараться не ставить, только те, где мужчина главнее в кадре.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ, Витрувианский человек, ок. 1490
Художники познают мир, вычисляя идеальные пропорции.
Почему этот рисунок знаменит, я рассказывала здесь.

ДЮРЕР, Адам и Ева, 1507
Пример того, как пытались осмыслять наготу художники Северного Возрождения, у которых с античными образцами под рукой все было намного хуже. Данные створки незавершенного целиком алтаря работы Дюрера — первая обнаженка в полный рост в немецком искусстве, как считается.

МИКЕЛАНДЖЕЛО, Сотворение Адама, ок. 1511
Осваивание сложных поз тоже шло постепенно. От позирования в полный рост, как на готических "иконах", приходилось долго отвыкать. Некоторые гении становились первооткрывателями вариантов позирования, которые позже станут весьма популярными.

БРОНЗИНО, Распятие Христово, ок. 1545
Нельзя сказать, что это самая популярная картина на тему Распятия, однако я ставлю ее тут, по хронологической логике развития, как образец эволюции анатомической грамотности художников в Позднее Возрождение / маньеризм.
Еще смотрите, какой парадокс — самый-самый частый (статистически) обнаженный мужчина в европейском искусстве вообще, начиная с ранних Средних веков — это умирающий Иисус Христос. И во всех случаях нагота этого самого популярного — максимально асексуальна. Это мы просто так озабочены сейчас, что для нас это синонимы. На самом деле нагота имеет и много других смыслов.

КАРАВАДЖО, Амур-победитель, 1601-2
У Караваджо, на самом деле, какую картину ни возьми, везде сдобный симпатичный юноша обнаружится. Беру этого, поскольку он в полный рост голый, без чресл прикрытых. (Редкий случай: большинство художников все-таки предпочитают срамное место мужским фигурам какими-нибудь тряпочками занавесить, женщинам в этом смысле меньше везет).

РУБЕНС, Пьяный Геркулес, 1612-4
За что люблю 17 век, так это за то, что у них там все в порядке было с чувством юмора. Даже когда речь идет, в принципе, об эротике. Или о героике. Да о чем угодно.
(См. также мой текст: "Есть десяток фраз, которые меня раздражают, когда говорят об искусстве. Одна из них -- "Если толстые тётки - то это Рубенс". Неправда, граждане! Если мужики толстые, то это тоже Рубенс!")

РИБЕРА, Пьяный Силен, 1626
Заметно, что художники все смелеют и смелеют. Можно уже изображать не идеально красивое мужское тело, а разные его варианты, более реалистические, с разными типами мускулатуры и ожирения.
Тут вдобавок редкий случай — мужчина изображен возлежащим, в стандартной позе Венеры. Тоже для юморка это сделано.

ВЕЛАСКЕС, Марс, 1640
Еще один пример юмора: вполне себе классическая поза, герой, как античная статуя. Но усы д'Артаньяна явно намекают на что-то иное...

ДАВИД, Патрокл, 1780
Первая половина 18 века, где Версаль и Луи-Солнце, у нас как-то провисает, не носили тогда в картинах наготу особо. А вот вторая половина столетия, когда академизм сменяет барокко, любители героической наготы разворачиваются в полную силу. Тогда же появляются в огромном количестве натурные классы, где анатомию можно зарисовывать во всех подробностях, что резко способствует скачку качества.

ЭНГР, Эдип и Сфинкс, 1808
Этой наготы в 19 веке становится настолько много, из каждого утюга, что стирается всякая индивидуальность, тело кажется будто пластиковым, и возбуждения при разглядывании не вызывает. Собственно, возникает ощущение, что это-то и является задачей художников — сделать красиво, но не эротишно.

ИВАНОВ, Аполлон, Гиацинт и Кипарис, 1831
Античная мифология остается главным источником сюжетов. Исторические события (Ян Усмарь), библейские темы — подгоняются под этот идеал.

ФЛАНДРИН, Молодой человек на берегу моря, 1835-6
Загадочный бессюжетный этюд почему-то стал гей-иконой (вообще есть толстый альбом Игоря Кона "Мужское тело в истории культуры", весьма любопытно и хорошо иллюстрирован).

БУГРО. Данте и Вергилий в аду, 1850
Ну хоть романтизм добавляет каких-то эмоций, и это немного заводит нас, зрительниц.

КАЙБОТТ, Моющийся мужчина, 1884
Ура, обрыдлый академизм закончился, художники опять могут про чувство юмора.

ЭГОН ШИЛЕ, Автопортрет, 1910
В ХХ веке, впрочем, вообще это в не пойми что выливается (вот тут я делала подборку про автопортреты в голом виде, уберите детей от экрана.)

ПЕТРОВ-ВОДКИН, Купание красного коня, 1912
Любители оставаться все-таки реалистичными (ну хоть как-то) ищут другие, авторские способы показать наготу.
(Тут моя статья про голых мальчиков в русской живописи)

ДЕЙНЕКА, После боя, 1937-42
Уникальные политические особенности советского государства позволяют возродить в искусстве снова античную героику прекрасной мужской наготы.

ЛЮСЬЕН ФРЕЙД, Обнаженный мужчина, вид сзади, 1991-2
Сравнение этой картины с предыдущей — наглядная иллюстрация тезиса о том, что искусство является отражением психической (не)стабильности общества.

***
Кто еще не купил мою книгу «Омерзительное искусство» — про каннибалов и мужеубийц в живописи, и прочую красотень? Покупайте, бумажные книги это круто. Озон
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →