Предлагаю вашему вниманию десять самых великих картин, от Леонардо до Гогена.
Сцен собственно "Рождества", т.е. родов или непосредственного мгновения после в западноевропейском искусстве мало. В основном картины на эту тему изображают момент Поклонения волхвов -- когда три восточных мудреца пришли в Вифлеем и в яслях кланяются новорожденному Младенцу и Святому Семейству.
Список картин по моему выбору, даю в хронологическом порядке.
Джотто. "Поклонение волхов", 1303
Фреска в Капелле Скровиньи. Самое начало 14 века -- самое начало реалистическое искусства. И какое качество для первопроходца!
Обратите внимание на няшных верблюдов-дромадеров. И как Вифлеемская звезда падает на крышу, будто метеорит.
Джентиле да Фабриано. "Поклонение волхвов", 1423
Картина, интересная тем, что она написана еще в Средневековье, то есть итальянское Возрождение еще не наступило. Хотя находки будущего реализма уже предчувствуются.
Загляните "под потолок", в три арочки -- там три стадии путешествия волхвов нарисованы.
м
Боттичелли. "Поклонение волхвов", 1475
Картина, одна из нескольких на эту тему у Боттичелли, известна прежде всего тем, что она написана по заказу Медичи, и их портреты "встроены" в массовку -- в том числе Лоренцо Великолепного (в правой части, с красной полосой на рукаве мужик). Автопортрет художника -- самая правая фигура в оранжевом, с лицом, обернувшимся ко зрителю, в отличие от остальных.
Леонардо да Винчи. "Поклонение волхвов", 1480-2
В этом произведении главное, собственно, что это работа Леонардо да Винчи. Имя придает ценность.
Картина не была начата, остался только этот картон с проработанным наброском.
Вот раскрашенный вариант, копия
Даю его как бонус, для интересующихся.
Дюрер. "Поклонение волхвов", 1504
В этой картине хорошо заметно, что трех волхвов старались делать аллегориями трех рас (поэтому один волхв обязательно негр).
Также они обычно иллюстрировали три возраста человеческих -- старость, зрелость и юность.
Босх. "Поклонение волхвов", 1515
Редкий пример "доброй" картины у Босха. Этот текст украден у Шакко. Обратите внимание на разницу между Северным Возрождением и итальянским: какой тут бардак и разруха, никакой позолоты, бархата и бохачества.
Федерико Бароччи. "Поклонение младенцу", 1587
Это моя любимая из всех, по эмоциональности. Главный поклоняющийся тут -- Мадонна, а не волхвы или забредшие пастухи. Еще важное место занимает бык, он присутствовал при рождении Мессии согласно ветхозаветному предсказанию.
Эль Греко. "Поклонение волхвов", 1612-4
Картина эпохи барокко, когда любили особенный свет. Божественное Дитя будто его сам излучает.
Эль Греко написал эту картину, чтобы ее повесили над его собственной могилой.
Веласкес. "Поклонение волхвов". 1619
А это тоже барокко, и тоже испанское -- но совсем другое: у Эль Греко максимально духовное, спиритальное. А это -- максимально земное, реалистичное.
И посмотрите, как тщательно перепеленут младенец: советская карательная натальная медицина одобрила бы.
После 17 века ничего великого на эту тему, честное слово, не создавалось. Максимум, у прерафаэлитов можно что-нибудь пристойное поискать...
И вот наконец, завершаем эту галерею поздним 19-м веком.
Поль Гоген. "Рождество. Te tamari no atua". 1896
Переосмысление христианской темы в надвигающемся "современном" искусстве. В образе Марии Гоген изобразил свою юную полинизийскую возлюбленную, только что родившую ребенка.
***
Не забываем, что лучший подарок на Новый Год человеку, которому вы хотите подарить несколько бессонных ночей и много совершенно ненужной эрудиции -- это мои книги: "Омерзительное искусство" либо же "Апокалипсис в картинках".
На Озоне, на Лабиринте.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →